Жоскен Депре - французский композитор
Жоскен Депре (1450 –1521)
Жоскен Депре был выдающимся франко-фламандским композитором эпохи Возрождения.
Жоскен Депре считается одним из величайших композиторов эпохи Возрождения. Раскрою его творчество и вклад в развитие музыки более подробно.
Депре родился предположительно около 1450 года в северной Франции или Бельгии. О его юности известно мало. Первые упоминания относятся к 1477 году, когда он был певчим в церковном хоре. В последующие годы Депре служил придворным музыкантом у разных аристократов - герцога Миланского, короля Франции Людовика XI, папы римского. Это свидетельствует о его растущей известности и признании как выдающегося композитора того времени.
Депре писал преимущественно духовную вокальную музыку - мессы и мотеты. Его отличает блестящее владение полифонией, мастерство имитаций и канонов. Но он также сочинял изящные шансон и фроттолы на французском и итальянском языках.
В зрелом периоде Депре использовал прием пародии, когда заимствовал мелодию популярной многоголосной песни и подвергал ее полифонической разработке. Яркий пример - обширная месса на тему песни L'homme armé. Другие шедевры Депре - мотеты "Ave Maria", "De profundis", месса "De beata Virgine".
Музыка Депре отличается выразительностью, тонким психологизмом в передаче религиозного смысла. Она оказала огромное влияние на композиторов последующих поколений, таких как Палестрина, Лассо, Виктория. Депре по праву считается одним из самых выдающихся мастеров Возрождения.
Депре служил певчим в церковных хорах, а также придворным музыкантом у разных аристократов.
Жоскен Депре на протяжении своей карьеры состоял на службе у разных аристократических
Певчий в церковном хоре Экс-ан-Прованса (1477-1478)
Придворный музыкант:
кардинал Асканио Сфорца (Милан, 1480-е гг.)
возможно, король Франции Людовик XI (начало 1480-х гг.)
Член папской капеллы (Рим, 1489-1495)
Капельмейстер герцога Феррары (1503-1504)
В зрелом возрасте поселился во Франции, был настоятелем собора в Конде-сюр-л'Эско (с 1504 г. до смерти в 1521 г.).
Такая разнообразная служба свидетельствует о признании Депре как ведущего композитора эпохи в разных музыкальных центрах Европы того времени.
При жизни Депре пользовался большой известностью как мастер духовной и светской вокальной музыки.
Жоскен Депре был очень плодовитым композитором, его музыка пользовалась большой популярностью при жизни.
В области духовной музыки он активно работал в жанрах мотета и мессы. Мотеты Депре отличаются мастерством имитационной полифонии, выразительностью, разнообразием фактуры. Широко известны его мотеты "Nymphes des bois", "Miserere mei Deus", цикл "Vultum tuum".
Мессы Депре демонстрируют новаторскую для того времени технику, он использовал приёмы пародии, канона, различные виды имитаций, работу с кантус фирмусом. Знамениты его мессы "L'homme armé", "De beata Virgine", "Gaudeamus".
В области светской музыки Депре сочинял изысканные шансон и фроттолы на французском и итальянском языках. В них ярко проявился его дар мелодиста, лиризм, живая передача различных настроений. Широко известны шансон "Mille regretz", фроттолы "El grillo", "In te Domine speravi".
Таким образом, Депре проявил себя как выдающийся мастер как духовной, так и светской вокальной музыки. Его необыкновенное мастерство, новаторство, образность были по достоинству оценены уже при жизни композитора.
Музыка Депре явилась вершиной техники строгого стиля его эпохи и оказала большое влияние на последующее развитие полифонии
Музыка Жоскена Депре действительно считается вершинным достижением полифонического письма эпохи Возрождения. Его вклад в развитие полифонии трудно переоценить по нескольким причинам:
1. Депре блестяще владел всем арсеналом полифонической техники своего времени - канонами, имитациями, различными типами контрапункта. Он творчески развивал эти приемы, доводя их использование до совершенства.
2. Его сочинения отличает сочетание строгости полифонического письма с мелодической выразительностью, плавностью голосоведения, ясностью фактуры. Депре сумел объединить лучшие черты нидерландской и итальянской школ.
3. Композитор нередко использовал новаторские для своего времени художественные решения - математические структуры, звукоизобразительность, работу с символами.
4. Творчество Депре легло в основу дальнейшего развития имитационной полифонии, оказав прямое влияние на Палестрину, Лассо, Викторию и многих других мастеров полифонии последующих поколений.
Таким образом, Депре синтезировал достижения предшественников и вывел полифонию на новый уровень, открыв путь её дальнейшему развитию вплоть до эпохи барокко. Он по праву считается одним из величайших полифонистов в истории музыки.
ЗНАМЕНИТОСТИ - знаменитые, Композиторы классической музыки, Знаменитости музыкальной сферы, Жоскен Депре - французский композитор