Ю. А. Айхенвальд «Силуэты русских писателей».
Знаток философских учений, Айхенвальд прячет от читателя теоретическое основание своих взглядов. Иногда просто опасается, что тория может стать на пути между ним, писателем, литературным критиком. Самый надёжный для него метод – его собственное художественное чувство.

Импрессионизм в критике, как и импрессионизм в живописи, перенесён был на русскую почву с французской. Первый по значению в России критик – Айхенвальд. Его подход – «имманентная критика». Слово «критик» принимал он с оговоркой, предпочитал «читатель». Импрессионистский метод обязан быть добросовестным, иначе он не имеет смысла. Биографический метод уводит критика от дела. Цель критика в том, чтобы изнури сродниться с художником.
Первое издание «Силуэтов…» были без теории. В третьем появилось вступление, которое Чуковский назвал «дерзким манифестом». На него напали, т. к. усмотрели в этом отказ от наследия отцов. Критиков, воспитанных на социальных схемах, восстановило против него его умение смотреться в писателя вне исторических обстоятельств. Упрекал Айхенвальда и Лернер за имманентный подход. Венгеров упрекал его в том, что он убеждает русского читателя в том, что художник делается рабом социальных вопросов и уничтожает этим и свое искусство, и общество.
Литературная деятельность Айхенвальда была параллельна творчеству писателей новой школы. Как у них, у него зрел протест против духовно узкой гражданственности в литературе. Но ни символисты, ни тем более наследники «гражданских идеалов», Айхенвальда своим не считали.
Стиль «Силуэтов…». Возможно, за него первые 2 тома удостоились почётного отзыва Академии наук. Но изысканный слог его иногда вызывал его неприятие. Венгеров: «Айхенвальд просто обсахаривает писателей, с которыми хорошо знаком». Садовский: «Содержание сводится к восклицанию»: «Как я люблю Пушкина!» Написанный им портрет Тургенева казался карикатурой (он назвал Тургенева неглубоким).