Skip to main content

Русский язык

Язык в речевом общении - Факультативный курс 8-9 классы (Львова) 1992

Скачать учебник

Язык в речевом общении - Факультативный курс 8-9 классы (Львова) 1992

Назначение: Факультативный курс «Язык в речевом общении» (он состоит из двух книг для учителя и для учащихся) поможет развить те речевые способности, которыми обладает каждый из вас, научит точнее и правильнее передавать свои мысли и лучше понимать собеседника.

Книга для учащихся предназначена для практических занятий участников факультативной группы и для самостоятельной работы. В упражнения включено множество вопросов, увлекательных и познавательных текстов, таблиц, схем, занимательных рисунков, шарад, ребусов, кроссвордов и г. п., которые помогут вспомнить и повторить многие сведения о русском языке, а также значительно пополнить знания о нем новой интересной и нужной информацией.

© "Просвещение" Москва 1992

Авторство: Львова С.И. 

Формат: PDF Размер файла: 15 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление.

Зачем эта книга?.

Речевой этикет.

Глава 1. Нужны ли правила речевого поведения?.

Глава 2. Умеем ли мы пользоваться формулами вежливости?

Глава 3. Как обратиться к собеседнику?.

Глава 4. О чем расскажут мимика и жесты?.

Устная речь.

Глава 5. Нужны ли орфоэпические правила?.

Глава 6. Знаем ли мы правила литературного произношения?

Глава 7. В чем особенности словесного ударения в русском языке?

Глава 8. Помогает ли интонация выражать смысл речи?. Логическое ударение.

Пауза.

Мелодика речи.

Интонация, пунктуация и орфография.

Письменная речь.

📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

Глава 9. Для чего нужны орфографические правила?.

Глава 10. Сколько разделов в русской орфографии?.

Правописание морфем.

Слитные, дефисные и раздельные написания слов Употребление прописных и строчных букв. Графическое сокращение слов.

Глава 11. Как знаки препинания помогают передавать смысл речи?

Глава 12. Сколько разделов в русской пунктуации?.

Употребление знаков препинания в конце предложения.

Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения.

Темы для докладов.

Литература.

Приложение

Орфографические сказки.

Словесные игры.

Словари.

Орфоэпический словарь.

Этимологический словарь.

Иноязычные словообразовательные элементы.

Словообразовательные модели слов.

Ответы.

Скачать книгу - Язык в речевом общении - Факультативный курс 8-9 классы (Львова) 1992 года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

Зачем эта книга ?

Мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком, потому и ощутить его так же трудно, как почувствовать движение планеты под ногами. Язык кажется нам врожденным свойством, без которого не может существовать человек, как не может он жить без дыхания. Оттого мы и не замечаем той гигантской работы, которую выполняет язык в нашей жизни. Между тем, постоянно приходится разговаривать с кем-то, думать, читать, слушать, писать. И во всех этих случаях используется язык.

Представим себе невероятную ситуацию: язык исчез и люди потеряли способность общаться друг с другом. Пусть не навсегда, а только на день-два. Что ожидает нас?

Мгновенно мы потеряем возможность мыслить, способность обдумывать, планировать свои поступки, осуществлять их. Моментально прекратится совместная работа людей: остановятся фабрики, заводы, станет невозможной, да и совсем ненужной, работа пассажирского транспорта: все равно без языка не сделать ни одного общего дела. Мы не сможем совершить сами и добиться от других элементарных, казалось бы, действий: купить хлеб, выбрать подходящую одежду, найти нужный дом ... И уж, конечно, полностью лишим себя удовольствия прочесть интересную книгу, посмотреть фильм, встретиться и поговорить с друзьями. Ни музыки, ни Теле- и радиопередач, ни тетрадей, ни учебников, да и вообще ни единой книги вокруг нас!

Не станем дальше рисовать эту фантастическую картину: невозможно даже предугадать все последствия, которые ожидали бы человеческое общество, если бы вдруг исчез язык. Но самое главное-люди бы просто перестали быть людьми.

Так что же такое язык?

Наука о языке (лингвистика) утверждает, что язык-система специальных средств (звуков, букв, слов, предложений, интонации, знаков препинания и т. п.), которые обслуживают две важные потребности человека: мыслить и общаться, обмениваясь друг с другом информацией, передавая свои соображения, желания, отношение к чему- или кому-либо.

Общаемся мы не только с нашими современниками, беседуя или переписываясь с друзьями, читая газеты, журналы, книги, Г з

знакомясь с программами радио, телевидения и т.д. Работая с архивами, историческими документами, читая художественные произведения прошлых веков, мы как бы общаемся и с людьми, жившими до нас. И в то же самое время, используя язык, мы получаем возможность общения и со своими потомками, которые еще и не родились на свет, но рано или поздно получат возможность познакомиться с устными и письменными свидетельствами жизни сегодняшней через книги, статьи наших современников, периодические издания, видео- и звукодокументы.

Значит, язык существует для того, чтобы удовлетворить потребность людей в общении друг с другом, и при этом цель любого общения в том, чтобы человек понял человека.

К сожалению, часто бывает так, что люди говорят на одном языке, но не совсем понимают друг друга. Так возникают всевозможные недоразумения, комические, а подчас и трагические ситуации, конфликты. Отчего же это происходит?

Дело в том, что общение, в какой бы форме оно ни протекало, имеет как минимум двух собеседников: того, кто передает информацию, и того, кто ее воспринимает. Виновником взаимного непонимания может стать говорящий (или пишущий), если он не научился выражать свою мысль грамотно и ясно, правильно и точно, если плохо понимает законы устной и письменной речи и не готов еще подчинять им свое высказывание, если он снисходительно относится к собственной речевой небрежности и невзыскательности.

Непонимание может возникнуть и в том случае, когда ошибки в общении делает тот, кто воспринимает чужую речь (слушая ее или читая). Что же может помешать человеку понять другого? И невнимательное выслушивание партнера, и непонимание некоторых слов и выражений, которые употребляет собеседник в своей речи, и нечувствительность к смысловым различиям между словами, и незнание орфографических, пунктуационных правил, и многие другие причины.

Жизнь устроена так, что мы постоянно выполняем то роль того, кто передает информацию (говорит или пишет), то роль человека, которому нужно понять чужую речь, слушая или читая ее. А это значит, что совершенно необходимо одинаково хорошо справляться с разными речевыми задачами, многое знать и уметь. Факультатив «Язык в речевом общении» и поможет развить те речевые способности, которыми обладает каждый из вас. На занятиях придется повторить многие сведения о русском языке, без чего невозможно научиться пользоваться языком, чтобы точнее и правильнее передавать свои мысли и лучше понимать собеседника.

Работая с книгой, вы убедитесь в том, что неправильный выбор языкового средства (слова, буквы, знака препинания, ударения, интонации и др.) может привести к искажению смысла речи, а следовательно, к неполадкам в речевом общении. А меж-

i\ । см «передача смысла, значения-вот цель нашего общения, । чанная задача человеческого языка» (А. М. Кондратов). При ном говорящий (пишущий) идет от смысла, т. е. от того, что он хочет передать, к средствам его выражения, т.е. к поискам того, как лучше его передать, как точнее сказать. ( хсматически речевой путь говорящего (или пишущего) человека можно представить так:

в устной речи

от смысла

к языковым средствам его выражения

в письменной речи

Слушающий (или читающий) идет обратным путем: через слова, интонацию, знаки препинания и другие языковые средства, которые использует собеседник, он осмысляет чужую речь:

от языковых средств

к смыслу высказывания

в устной и письменной речи J

Русский народ давно подметил особенности общения и в одной из пословиц уважительно отозвался о той серьезной и очень ответственной работе, которую выполняет человек, общаясь с другим, и сравнил эту работу с благородным и нелегким т рудом земледельца: Кто говорит-сеет, кто слушает-собирает. И если говорящий не ведает, что «сеет», если речь его небрежна, неразборчива и неграмотна, то общение будет крайне затруднено, всходы такого посева могут не взойти, и речевое общение не достигнет своей главной цели. С другой стороны, тому, кто «собирает», тоже нужно хорошее знание языка, уважительное и внимательное отношение к чужой речи, желание как можно лучше понять ее содержание, уловить настроение собеседника.

Занимаясь на факультативных занятиях, вы будете постоянно то ставить себя в положение человека, которого слушают, речь которого читают, то выполнять роль слушателя, читателя и наблюдать за тем, правильно ли протекает общение (верно ли вас поняли, правильно ли вы уловили смысл чужой речи, письменной или устной).

Чтобы быстрее научиться правильно пользоваться языком в речевом общении, вам придется на занятиях факультатива выполнять множество заданий. Немало упражнений и в этой книге (часть материала факультативного курса включена в книгу для учителя с таким же названием) помогут вам в самостоятельной работе дома и в школе. Выполняя эти упражнения, вы, конечно, обратите внимание на то, что некоторые из них помечены в книге особыми значками:

-«гусиное» перо показывает, что материал уп- lu ражнения нужно взять на заметку, потому что в нем Xih содержатся важные теоретические сведения, ключ W к решению многих языковых задач. Хорошо, если X вы запишете в виде тезисов основные теоретические ’ положения в тетради, чтобы в дальнейшем при выполнении последующих заданий легче было бы воспользо

ваться полученными сведениями;

-химическая колба, разумеется, шения к урокам русского языка не

никакого отно- имеет. Но она,

являясь своеобразным символом научного эксперимента, вполне подходит для обозначения таких заданий, которые условно можно назвать «Проведем эксперимент». В данном случае речь идет о лингвистическом эксперименте, который потребует от вас наблюдения над тем, как то или иное языковое средство используется в речи и как оно помогает решить главную задачу общения- передать (или воспринять) смысл;

- а это уже не атрибут науки, а самый настоящий сказочный персонаж. Ему «поручено» представлять группу упражнений с интригующим названием «В гостях у сказки». Да, на факультативе мы не забудем и о них, хотя вы давно «уже переросли тот возраст, когда встреча со сказкой происходит ежедневно. Сейчас же вам предстоит знакомство с необычными сказками-грамматическими, о русском языке. Они, как и любые сказки, очень поучительны. Ну как тут не вспомнить А. С. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок ... »;

-вот и хорошо известный талисман популярной телевизионной передачи «Что? Где? Когда?». На этот раз он представляет рубрику «Для знатоков», которая сопровождает некоторые упражнения, предлагая вам дополнительную попутную инфор-

мацию о том языковом явлении, которое вы анализируете.

Многие упражнения, наверное, покажутся вам очень большими, громоздкими, они включают в себя шесть, семь, а то и больше маленьких заданий. Выполняя эти задания, имейте в виду, что они не случайно объединены в одно упражнение: решение их подводит нас к важному выводу или иллюстрирует какой-либо сложный языковой закон. Выполнив эти задания, не забудьте еще раз взглянуть на всё упражнение в целом и разобраться, какова его главная цель.

Рисунки, забавные и серьезные, схемы, простые и сложные, таблицы, известные и неизвестные вам высказывания о языке, записанные на «свитках», форзацы книги,-словом, все оформление книги напрямую связано с теми заданиями, которые вам предстоит выполнять. Чем внимательнее вы станете относиться

h и ллюстрациям, тем легче вам будет понять учебный материал и интереснее работать с ним.

Нс забывайте почаще заглядывать в приложение. Оно познакомил вас с грамматическими сказками. Некоторые из них написаны известными лингвистами и писателями (М.В. Панов, . Кривин). Другие лингвистические миниатюры сочинены студентами педагогических институтов. В предисловии вы найдете и такой материал, который поможет разобраться в том многообразии словесных игр, с которыми вам предстоит познакомиться в книге, даст представление о некоторых видах лингвистических словарей, предоставит возможность самостоятельно поработать с ними и проверить правильность выполнения заданий.

Книга во многом рассчитана на самостоятельную работу. Попробуйте свои силы в этом. Читая текст, обязательно осмысливайте его содержание; пытайтесь разобраться в каждой таблице, схеме; готовясь к сообщению или докладу, старайтесь не ограничиваться материалами, которые вы получаете на занятиях, а используйте книги, которые перечислены в списке литературы; ие забывайте и о том, что можно попробовать самим составить задания по теме и предложить их для выполнения товарищам.

И еще один совет. На занятиях факультатива вы узнаете много интересного и, возможно, неожиданного о русском языке. Не забудьте поделиться этими сведениями со своими товарищами на классных часах, вечерах, в выпусках школьной радио- или стенгазеты. Еще лучше, если вы организуете интересное выступление перед школьниками начальных классов, проведете с ними вечера или' утренники, посвященные русскому языку, предложите им увлекательные задания, языковые игры, шутки, грамматические сказки. И учителя, и ученики примут вашу помощь с благодарностью. Для вас же такая работа-еще один способ проверить, как вы владеете русским словом, общаясь с людьми, сможете ли увлечь других тем, чем интересуетесь сами, сможете ли передать свою любовь к родному языку тому, кто еще не осознал его великой роли в жизни каждого из нас.

Автор - Львова С.И., Русский язык - 7 класс, Русский язык - 8 класс, Русский язык - Факультативное, углубленное, усиленной сложности

ПОПУЛЯРНЫЕ КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

НОВЫЕ КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика