Вопросы культуры речи

Элементами динамизма  характеризуется известное определение нормы, предложенное С. И. Ожеговым в ряде статей и в наиболее полном виде сформулированное в статье «Очередные вопросы культуры речи» (1955). В этом определении особенно важно подчеркнуть исторический (и непрерывный во времени) характер литературных норм, их системную упорядоченность (совокулность) и, наконец, вариативность и динамичность их порождения и функционирования в условиях постоянной социальной корректировки (оценки).

 
Вопросы культуры речи
 
В последующих исследованиях динамическое понимание нормы выступает в более расчлененном и явном виде. Н. Ю. Шведова в качестве нормативной оценки синтаксических новообразований выдвигает, например, два фактора: во-первых, массовую и регулярную воспроизводимость и, во-вторых, активное взаимодействие с другими звеньями системы языка. При этом определяющим фактором справедливо называется второй (системная обусловленность). Это общее положение автор иллюстрирует синтаксическим новообразованием заявить на кого-н., заявление на кого-и. (ср. старое заявить о ком и., заявление о ком-н.).
 
 
 
Новое глагольное управление возникло по аналогии с миловаться на кого-н., жалоба на кого-н., оно приобрело массовую употребительность и регулярно воспроизводится в различных жанрах письменной и устной речи. Решающим при этом оказывает развитие новых связей: под влиянием заявление на кого-и. (только с и я одушевленными существительными) появилось заявление на что: заявление на жилплощадь (на развод, на гараж и т. п.). Ср. также наблюдать за чем-и. (вм. традиционного наблюдать что-н., под влиянием следить за кем-чем), желание к чему-и (вм. традиционного желание чего, по аналогии с стремление к чему-н.) и мн. др.
 
 
 
Из этого делается обоснованный вывод по поводу существа грамматической нормы. Это — не обязательно лишь старое, закрепленное традицией употребление; «грамматическая норма — это такое образование и употребление форм и категорий, которое, во-первых, последовательно воспроизводится в коллективной языковой практике носителей литературной речи — в определенных условиях ограничения (функционально-стилевых) или вне всяких ограничений.

Еще по теме - "Учебные советы"

Яндекс.Метрика