Skip to main content

Полезные советы - практические рекомендации и хитрости по многим вопросам и проблемам

Вопросы культуры речи

Элементами динамизма  характеризуется известное определение нормы, предложенное С. И. Ожеговым в ряде статей и в наиболее полном виде сформулированное в статье «Очередные вопросы культуры речи» (1955). В этом определении особенно важно подчеркнуть исторический (и непрерывный во времени) характер литературных норм, их системную упорядоченность (совокулность) и, наконец, вариативность и динамичность их порождения и функционирования в условиях постоянной социальной корректировки (оценки).

 
Вопросы культуры речи
 
В последующих исследованиях динамическое понимание нормы выступает в более расчлененном и явном виде. Н. Ю. Шведова в качестве нормативной оценки синтаксических новообразований выдвигает, например, два фактора: во-первых, массовую и регулярную воспроизводимость и, во-вторых, активное взаимодействие с другими звеньями системы языка. При этом определяющим фактором справедливо называется второй (системная обусловленность). Это общее положение автор иллюстрирует синтаксическим новообразованием заявить на кого-н., заявление на кого-и. (ср. старое заявить о ком и., заявление о ком-н.).
 
 
 
Новое глагольное управление возникло по аналогии с миловаться на кого-н., жалоба на кого-н., оно приобрело массовую употребительность и регулярно воспроизводится в различных жанрах письменной и устной речи. Решающим при этом оказывает развитие новых связей: под влиянием заявление на кого-и. (только с и я одушевленными существительными) появилось заявление на что: заявление на жилплощадь (на развод, на гараж и т. п.). Ср. также наблюдать за чем-и. (вм. традиционного наблюдать что-н., под влиянием следить за кем-чем), желание к чему-и (вм. традиционного желание чего, по аналогии с стремление к чему-н.) и мн. др.
 
 
 
Из этого делается обоснованный вывод по поводу существа грамматической нормы. Это — не обязательно лишь старое, закрепленное традицией употребление; «грамматическая норма — это такое образование и употребление форм и категорий, которое, во-первых, последовательно воспроизводится в коллективной языковой практике носителей литературной речи — в определенных условиях ограничения (функционально-стилевых) или вне всяких ограничений.

УЧЕБНЫЕ СОВЕТЫ

НОВЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Когда тревога выходит из-под контроля, она начинает отнимать самое ценное - радость жизни. Давайте разберемся, как трево...

Дети иногда могут вести себя тревожно и бояться вещей, которые кажутся нам пустяками. Давайте разберемся, откуда берутся...

Тревожные расстройства - распространенная проблема современного общества. С ними хотя бы раз в жизни сталкивался каждый ...

ПОПУЛЯРНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Все мы время от времени испытываем беспокойство, нервозность или стресс, но наличие тревожного расстройства вызывает эти...

БОЛЬШЕ НЕТ

ЕЩЕ из ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

 Представьте себе, что вы вдруг, побывав на интересном концерте, неожиданно захотели освоить какой либо музыкальный...

Уход за посевами начинают с культивации междурядий и прополки посева в рядках.   Этот приём позволяет избавиться ...

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика