Празднование Ивана Купалы: яркий летний ритуал, актуальный по сей день
При безграничном разнообразии праздников одновременно радует и удивляет тот факт, что православный народ не забывает исконные традиционные гуляния, отмечая языческие торжества с той же пышностью, как и современные европейские. По сей день остается популярным древний праздник, обрядовый по своему типу, отмечающийся в самый разгар летнего сезона, 7 июля: День Ивана Купалы.

Это торжество в современных условиях для людей поистине увлеченных. Иван Купала требует как тщательной подготовки, так и ритуального празднования. Основные действия совершаются накануне – та самая знаменитая «Иванова ночь». Девушки в это время собирают свежие травы и цветы, овеянные росой, причем не просто какие-нибудь. Нужны именно обереги – крапива или зверобой, часто полынь. Такие травы крепятся, как правило, на поясе, а из цветов девицы плетут пышные венки.

Пока девушки заняты своей работой, добрые молодцы тоже не сидят без дела: необходимо подготовить место для будущих гуляний. Им может послужить чистое поле или тихий берег водоема. Срубается дерево примерно в два человеческих роста (это может быть береза или верба) и устанавливается на выбранную локацию. Девушкам предстоит украсить это дерево цветами и лентами, поскольку растение не должно чувствовать себя бездушно использованным. Идеальным вариантом было бы предварительно поговорить с деревом и сообщить, что срубается оно для действительно важных нужд. Необходимо сотворить Ярилу. Кукла должна быть небольшой высоты – примерно метр, обычно для ее изготовления используют солому, но есть умельцы, которые лепят символ праздника из глины. Ярило должен быть красиво одет, украшен лентами и венком.
Следующий этап – два костра, один – для непосредственного празднования, другой – погребальный, для Ярилы. Первый – купалец – должен достигать размера до 6 метров, в середине его устанавливается шест, на верху которого – просмоленное колесо или внушительный пучок соломы. Второй – крада – должен иметь форму небольшого колодца и быть не более метра в высоту.

Идеальное празднование дня Ивана Купалы подразумевает присутствие священнослужителей, которые должны окропить святой водой травы-обереги, сложенные под деревцем. Девушки возводят вокруг березки хоровод, не давая удалым молодцам захватить деревце (а активные набеги в разумную силу, соответственно, совершаются). В какой-то момент одному из молодых людей удается достигнуть сакральной березы, тогда волхвы раздают каждому участнику торжества по ветви деревца, которое впоследствии спускается на воду. Туда же отправляются все священные обереги – юноши и девушки таким образом защищаются от русалок. Теперь, когда ритуалы соблюдены, начинается купание, и лишь ближе к сумеркам толпа вдоволь насладившихся водой собирается у костра. Купалец обязательно должна разжигать девушка. С этого момента начинается веселье: с ряжеными, традиционными играми в ручеек, потешными боями и хитрыми загадками. Как только костер окончательно догорает, наступает время выбора суженого. Девушка, хлопнув понравившегося юношу по плечу, убегает. Красавицу следует догнать и привести к костру. Самый ответственный момент – прыжок через костер. Парень и девушка должны держаться за куклу на палке, и если во время полета над костром руки не разойдутся – паре суждено быть вместе. Таким образом, все участники должны найти себе пару, простить обиды и приступить к пиру.

Последний этап празднества – горящее колесо, которое символизирует образ солнца. Происходит обмен венками. Суженые складывают их на плот из веток и пускают по реке, после чего девушки поют, а парни вновь разжигают огонь на берегу. Начинается ночное купание. Пока волхвы всю ночь тратят на сборы целебной купальской росы, особо озадаченные отправляются на поиск цветущего папоротника – поверье гласит, что он цветет лишь раз в году, в ночь Ивана Купалы. Праздник заканчивается лишь на рассвете.
Во времена язычества этот праздник совершался в честь Бога Солнца, в календаре славянских народов совпадает с Рождеством Иоанна Крестителя.