Skip to main content

Полезные советы - практические рекомендации и хитрости по многим вопросам и проблемам

ЗНАЕМ РУССКИЙ ЯЗЫК - Норма в построении русского языка

В 50 — 60-е годы к вопросам культуры речи проявляется все более возрастающий общественный и научный интерес. Это и понятно. Многие языковые тенденции и процессы определились к этому времени достаточно четко, а другие дали заметный результат (это относится в первую очередь к расширению нормативной базы, к заимствованиям в литературном языке из территориальных и социальных диалектов, а также из просторечия и из других языков, к росту профессионального слоя лексики в системе литературного языка и др.).
 
ЗНАЕМ РУССКИЙ ЯЗЫК - Норма в построении русского языка
 
Согласно построению Л. Ельмелева, норма рождается из узуса и акта речи: норма предполагает (детерминирует, по терминологии автора) существование взаимосвязанных явлений узуса и акта речи, но не наоборот. В свою очередь, на другой ступени абстракции норма и узус в совокупности предполагают (детерминируют) существование схемы. Схема в этом построении является постоянным, т. е. детерминируемым, членом.
 
В связи с этим норма в построении Ельмелева оказывается фикцией: «Узус вместе с актом речи и схема отражают реальности. Норма же представляет собой абстракцию, искусственно полученную из узуса. Строго говоря, она приводит к ненужным усложнениям и без нее можно обойтись». Отрицание Ельмелевом объективного характера нормы связано, на наш взгляд, с ограничением ее лишь аксиологическим аспектом и прямо вытекает из лежащего в основе теоретических построений автора дихотомического противоположения (соссюровское «язык — речь»).
 
Стремлением преодолеть соссюровскую дихотомию проникнута и схема, предложенная З. Косериу, в которой заключаются также три уровня: с и с т е м а — как возможность, как техника и эталоны; н о р м а — как реализация возможностей, заложенных в системе как модели, исторически уже реализованные; р е ч ь — свободная коммуникативная деятельность, имеющая двустороннюю направленность: подравнивание к традиции, во-первых, и подравнивание к собеседнику, во-вторых. Система уровней, разработанная 3. Косериу, генетически связана с представленной выше системой Л. Ельмслева. По мнению автора, в структурах, составляющих язык, важно различать то, что является нормальным или всеобщим (норма), и то, что является функциональным и дается в противопоставлении (система).
 
Норма определяется Косериу как система обязательных реализаций, принятых в данном коллективе и данной культурой. В этом определении обращают на себя внимание следующие параметры:
 
а) системность,
 
б) связь с языком — структурой,
 
в) социальность и
 
г) историчность.
 
Можно полагать, что здесь, в сущности, перечислены все необходимые и достаточные признаки нормы — явления, связанного как с собственно лингвистическими, так и с внелингвистическими, социальными факторами. Норма по этому определению оказывается собственно языковым понятием: она находится в самом языке и выводится из него объективен, а не предписывается ему извне, не переносится из установлений словарей и грамматик. Иными словами, в нем утверждается и зацепляется предложенное деятелями Пражского лингвистического кружка принципиальное в теории и на практике разграничение языковой нормы и ее кодификации.
 
Главное противоречие в теоретической схеме Косериу в том, что уровень нормы включает у него лишь «обязательные реализации», т. е. характеризуется известной статичностью, хотя, по его же словам, «язык создается посредством изменения и “умирает” как таковой; когда он перестает изменяться», Понятие нормы у Косериу исключает возможности, потенции, т. е. реализации нетрадиционные.
 
Норма у него соответствует не тому, что можно сказать, а тому, что уже было сказано и что по традиции говорится в рассматриваемом обществе. Динамичность языка в этом случае выявляется лишь через систему, в которой только и возможен выход за пределы уже реализованного. Перефразируя Ф. де Соссюра, Э. Косериу утверждает мысль о том, что «в системе не появляется ничего такого, что до этого не существовало бы в норме». Вместе с тем любой сдвиг в норме (реализованном языке) происходит лишь как историческая конкретизация определенной возможности, уже существующей в системе.
 
В то же самое время Э. Косериу как будто понимает, что в живой речи вполне возможны реализации, не предусмотренные системой: «…норма зачастую требует избыточных реализаций или же реализаций, оправданных с точки зрения парадигматики и бесполезных в синтагматическом плане. В силу стремления к парадигматическому единообразию норма может даже требовать реализаций, противоречащих системе».
 
Как видно, Косериу не смог преодолеть противоречий устойчивости и подвижности, объективно заложенных в норме, в угоду схеме распределив эти свойства по разным уровням. Не последнюю роль здесь сыграло и неразрешимое в рамках описанного подхода к норме противоречие между речью индивидуумов (индивидуальная норма) и представлением об общей речевой деятельности (социальная норма). Между тем высказывания по поводу этого (во многом мнимого) ‘противоречия можно найти в работах советских языковедов и философов 20 — 30-х годов.
 
В 50 — 60-е годы к вопросам культуры речи проявляется все более возрастающий общественный и научный интерес. Это и понятно. Многие языковые тенденции и процессы определились к этому времени достаточно четко, а другие дали заметный результат (это относится в первую очередь к расширению нормативной базы, к заимствованиям в литературном языке из территориальных и социальных диалектов, а также из просторечия и из других языков, к росту профессионального слоя лексики в системе литературного языка и др.).
 
Согласно построению Л. Ельмелева, норма рождается из узуса и акта речи: норма предполагает (детерминирует, по терминологии автора) существование взаимосвязанных явлений узуса и акта речи, но не наоборот. В свою очередь, на другой ступени абстракции норма и узус в совокупности предполагают (детерминируют) существование схемы. Схема в этом построении является постоянным, т. е. детерминируемым, членом.

УЧЕБНЫЕ СОВЕТЫ

НОВЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Когда тревога выходит из-под контроля, она начинает отнимать самое ценное - радость жизни. Давайте разберемся, как трево...

Дети иногда могут вести себя тревожно и бояться вещей, которые кажутся нам пустяками. Давайте разберемся, откуда берутся...

Тревожные расстройства - распространенная проблема современного общества. С ними хотя бы раз в жизни сталкивался каждый ...

ПОПУЛЯРНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Все мы время от времени испытываем беспокойство, нервозность или стресс, но наличие тревожного расстройства вызывает эти...

БОЛЬШЕ НЕТ

ЕЩЕ из ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

По общеизвестному правилу страдательные причастия производятся только от глаголов действительного залога. Еще Греч указы...

Уход за посевами начинают с культивации междурядий и прополки посева в рядках.   Этот приём позволяет избавиться ...

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика