Неутомимый внук Екатерины Великой - Алексей Бобринский

Памятник в виде человека, поставившего ногу на рельс, снесли в Киеве после революции 1917 года, заменив его памятником Щорсу. А до "красного командира" стояла на постаменте бронзовая скульптура графа, Алексея Бобринского. Кто же был он такой? Это внук Екатерины 2, и Г. Орлова. Оставив военную службу в 1828 году, Алексей Бобринский уехал из Петербурга в Тульскую губернию. Там была его вотчина. Крестьяне выращивали сахарную свеклу. На заводах из неё делали сахар, производство которого резко почему-то упало. Граф занялся свеклосахарным производством, применив передовые технологии, и дело выправил за 4 года, после чего снова укатил в столицу. И увлекся железной дорогой.

Неутомимый внук Екатерины Великой - Алексей Бобринский
 
Тогда Черепановы Ефим с Мироном построили паровоз в 1834 году и немного железнодорожных путей. Соорудил «чугунку» и Бобринский у себя в саду. Купил паровоз с платформой и возил камни. Показал это царю Николаю 1, тому понравилось. Началось строительство первой железной дороги Петербург-Москва. Граф был её инициатором, создал акционерное общество. В 1839 году умер шурин графа, жена получила в наследство земли в Смелянском уезде (Киевская губерния). 
Бобринский настроил и там сахарных заводиков, шесть штук. Самый крупный был Смелянский рафинадный завод. Применяемые графом технические новинки, использование пара при производстве сахара, холодная вымочка жома и другие позволили рафинадному заводу стать передовым предприятием в сахарной промышленности. Занимался Бобринский и зерном, разработал новые конструкции зернохранилищ с зерносушилками, широко применял удобрения, ввел севообороты. Уделял внимание и лесопосадкам. Даже вывел новый сорт розы, как цветовод! Человек был многогранного таланта. Плуги и сеялки, другая сельхозтехника, везде приложил руки неутомимый рационализатор. Конечно, награждали, давали золотые медали, ордена и прочее, только взял граф, да вдруг и помер в 1868 году в Смеле. Отец его прожил всего 51 год, а Алексей Алексеевич дотянул только до 68. Работая на своих заводах то плотником, то машинистом, граф и «сгорел» видимо, перетрудился. Сидел бы в своём имении, да командовал, так нет, надо всё самому. Надо сказать, что с телом графа прощались целую дюжину дней, а потом его повезли по железной дороге в Петербург, которую он и начинал строить. Бывает и так. Вот тебе и «графья»!
 

Еще по теме - "Русская история"

Яндекс.Метрика