Skip to main content

Астрономия

Методика преподавания астрономии в средней школе (Набоков) 1947

Скачать учебник

 Методика преподавания астрономии в средней школе (Набоков) 1947

Назначение этой книги - помочь преподавателям в проведении курса астрономии в средней школе. Некоторые части её МОГУТ быть применимы в преподавании астрономии и в высших учебных заведениях, особенно в педагогических институтах: преподаватели их могут попутно с общим КУРСОМ вводить и короткие методические указания.

©  УЧПЕДГИЗ РСФСР МОСКВА 1947 Утверждено Министром просвещения РСФСР к изданию 8 апреля 1947 г., протокол № 168.

Авторство: Проф. М. Е. Набоков

Формат: PDF, Размер файла: 17.1 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Задачи и Методы 

1 Астрономия как учебный предмет 5 

2. Задачи обучения астрономии в школе 14 

3. Особенности методов обучения астрономии 18 

4. Учебник и другие пособия 20 

5. Демонстрирование чертежей и картин 22 

6. Демонстрирование моделей 23 

7. Экскурсии на астрономическую обсерваторию 26 

8. Экскурсии в планетарий 27 

9. Практические работы и задачи 29 

10. Наблюдения вводные 33 

11. Наблюдения иллюстративные 39 

12. Наблюдения затмений, комет и метеоров 41 

13. Практические наблюдательные работы 42 

14. Организация наблюдений 45 

15. Сводки наблюдений 49 

{spoiler=См. оглавление полностью...}

 

16. Подготовка преподавателя 50 

17. Составление плана занятий 59 

18. Школьные астрономические кружки 62 

 

Глава II. Оборудование 

19. Астрономическая площадка 65 

20. Астрономическая вышка 70 

21. Башня и купол 71 

22. Основные приборы для наблюдений 73 

23. Вспомогательные приборы для наблюдений 82 

24. Угломерные инструменты и часы 85 

25. Освещение 87 

26. Звёздные атласы и карты 88 

27. Астрономический зонт 

28. Астрономический отдел в физическом кабинете 93 

29. Учебные пособия по сферической астрономии 98 

30. Модели движения Земли и Луны 102 

31. Модели солнечной системы 105 

32. Астрофизические модели 110 

33. Картины и диапозитивы 112 

34. Общий список оборудования 113 

 

Глава III. Методика изложения 

35. Последовательность изложения 115 

36. Элементы сферической астрономии 

37. Небесные координаты и ориентировка по звёздам 125 

38. Форма Земли и зависимость вида неба от положения наблюдателя 130 

39. Видимое движение Солнца и истинное движение Земли 135 

40. Измерение времени и определение географических координат 139 

41. Календарь 146 

42. Параллаксы и определение расстояний 147 

43. Движение Луны и затмения 149 

44. Солнечная система 151 

45. Законы Кеплера 155 

46. Закон тяготения 156 

47. Понятие об астрофизике 158 

48. Солнце 160 

49. Планеты 162 

50. Кометы и метеоры 163 

51. Звёзды 165 

52. Космогонические гипотезы 169 

53. Указатель литературы 175 

 

Приложения: 

I. Графический астрономический календарь на 1948 г 184 

II. Полиграфический расчёт видимости планет 

III. Хронологический указатель по истории астрономии 187 

IV. Параллаксы главных звёзд созв. Б. Медведицы 190

{/spoilers}

Скачать бесплатный учебник - Методика преподавания астрономии в средней школе (Набоков) 1947 года

СКАЧАТЬ PDF

{spoiler=См. Отрывок из учебника...}

 Моим ученикам и школам, 

      где я уча — учился, 

      посвящаю эту работу. 

      Автор 

     

      ОТ АВТОРА. 

      Назначение этой книги — помочь преподавателям в проведении курса астрономии в средней школе. Некоторые части её могут быть применимы в преподавании астрономии и в высших учебных заведениях, особенно в педагогических институтах: преподаватели их могут попутно с общим курсом вводить и короткие методические указания. 

      Содержание книги представляет собой расширенный и пополненный краткий курс методики, читавшийся мною в Московском государственном университете и в Московском городском педагогическом институте в 1933 г., и такой же, читавшийся мною на физическом факультете Московского государственного университета для учительских курсов в 1945 и 1946 гг. 

      Курс астрономии в средней школе включён в курс физики. Преподавание астрономии, таким образом, является обязанностью преподавателей физики, проходивших астрономию в педагогических институтах. Поэтому это изложение основ методики астрономии рассчитано именно на таких преподавателей, которые знают астрономию в объёме учебника для педагогических институтов. 

      Может быть книга, в некоторых её частях окажется полезной и преподавателям географии. Содержание и порядок изложения очень близко соответствуют существующей программе средней школы с учётом тех небольших вариаций, которые имели место и считаются допустимыми. 

      В этот курс методики включено и краткое изложение истории преподавания астрономии. Я считаю, что нашему советскому учителю знание истории своего предмета необходимо для его творческой педагогической работы. Знание истории своего предмета обогащает опытом, предохраняет от возможных ошибок, -даёт представление о развитии преподавания и намечает цели и пути совершенствования дела. 

      Курса методики астрономии, насколько мне известно, ни у нас, ни за границей никогда ещё не существовало; не имея предшественника в этой работе, я смотрю на неё, как на первую попытку дать в систематическом изложении элементы методики астрономии. 

      В книгу включены и результаты критического изучения опыта дореволюционной школы; из этого опыта (работы Баранова, Платонова, Красикова, Ройтмана) можно было использовать только методику школьных наблюдений, да и то с ограничениями, и описания некоторых учебных пособий, полезных и в советской школе. Таким образом через эту книгу преподаватели смогут отчасти ознакомиться и с опытом прогрессивного дореволюционного учительства. 

      Научным работникам в области методики астрономии для более подробного критического разбора опыта старой школы надо обращаться к литературе, указанной в библиографии. 

      Занимаясь уже много лет вопросами методики астрономии, я хорошо представляю себе, что есть ещё много вопросов (особенно в области преподавания астрофизики), которые требуют уточнения, проведения изучения в школе и более пристального исследования; я надеюсь, что опыт передового советского учительства через некоторое время даст возможность исправить и пополнить излагаемое в этой книге 

      Приношу сердечную благодарность товарищу многих лет П. И. Попову, давшему целый ряд весьма ценных советов, и многолетней помощнице — жене моей 3. А. Набоковой, много работавшей по просмотру рукописи и корректур, С. Н. Блажко ц П. П. Паренаго, с которыми я советовался по хронологии астрономии, а также К. Л. Баеву, С. В. Орлову, В. Т. Тер-Оганезову, В. А Шишакову, некоторыми соображениями которых я воспользовался при составлении книги. 

      М. Набоков. 

      

      

      Плох тот учитель, который не учится или учится мало. 

      М. Горький. 

      

      Глава I ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ 

      

      1. Астрономия как учебный предмет 

      Задачей астрономии, как науки о природе, является изучение законов развития материи во вселенной и приложение имеющихся знаний о движении и природе небесных тел к улучшению и совершенствованию жизни общества. Служба времени, навигация, служба Солнца (долговременные прогнозы погоды)— лишь часть примеров обширного применения астрономии к практике. 

      Астрономия, как и всякая наука, непрерывно развивается, неограниченно приближаясь к объективной абсолютной истине; её достижения в каждый момент обусловлены требованиями общественного благосостояния и общим уровнем культуры. 

      Учебная дисциплина должна дать учащимся сведения о современном состоянии знаний, создать понимание применения теории и практики, сообщить элементарные навыки этого применения. 

      Эта передача сведений должна быть в известной системе, отражающей систему науки, но построенной соответственно возрасту и развитию учащихся, на основе тех требований, которые предъявляются школе. 

      Основным принципом отбора материала науки для передачи его в учебной дисциплине должно быть содержание науки на определённом этапе её развития; однако этот признак отбора содержания недостаточен. 

      Стремясь отобразить в обучении живую, постоянно растущую науку, мы должны излагать её развитие в историческом освещении. Надо, чтобы обучившийся основам астрономии понимал, как найдены законы, — только в этом случае такие выводы будут убедительны. Точно так же учащийся должен понимать, что совершенно законно и необходимо дальнейшее развитие науки, смена некоторых теорий новыми, более совершенными, или появление и совсем новых теорий. Для этого надо вводить в изложение основ науки описание научных методов наблюдений и исследований в доступной учащимся форме. 

      Учащийся должен иметь возможность понимать работу, производимую учёными, и пути развития науки. Поэтому в изложение основ науки обязательно должна быть включена в пределах понимания учащихся и методология науки. Эта методология, с одной стороны, будет служить для понимания генезиса современного этапа науки, с другой стороны, будет помогать пониманию дальнейшего движения науки. 

      Таким образом, необходимым условием, которому должно удовлетворять содержание учебной дисциплины, является изложение: 1) законченных современных выводов науки; 2) тех её данных, которые дают представление о направлении развития науки и её основных методах. 

      Имея такие предпосылки, мы можем проследить, как надо построить самые методы обучения, чтобы они облегчили усвоение основ науки и понимание её развития. 

      Сущность астрономии легче понять, если обратиться к истории развития астрономических знаний. Мысленно пробежав путь этого развития, мы сможем обнаружить, что астрономия развивала свои теории и методы в связи с практическими задачами, слезившимися перед нею и, в то же время, сближалась с другими естественными науками, более и ранее всего с математикой и физикой, на что указывают и классики марксизма. (Энгельс, Диалектика природы, 1936, стр. 39—40.) 

      Получив свое начало как умение ориентировки и наблюдения времени по небесным светилам, астрономия долгое время стремилась на основе геоцентрического мировоззрения наилучшим способом описать движения светил и найти способы пред-вычисления их положений. Таким образом, хотя современники этого периода астрономии мыслили эту систему мира как действительную, они на самом деле изучали только видимые движения. 

      Это изучение видимых движений небесных светил и методов предвычисления их видимых положений диктовалось потребностями , кораблевождения и счёта времени и, в то же время, общим повышением культурного уровня, запросами философского характера. Именно эти запросы и вызвали первые шаги критики геоцентрического мировоззрения и попытки построения гелиоцентрического миропредставления (Аристарх, Гераклит). Эпоха Возрождения предъявила к астрономии уже большие требования — как со стороны практической, так и со стороны философской. Этим требованиям удовлетворила теория Коперника, разрушившая обветшалую систему Птолемея, установившая гелиоцентрическую систему, доказавшая её правильность и практическую целесообразность. Начался новый период астрономии. 

      В этот период, закончившийся трудами Кеплера, выяснившего законы действительных движений планет, и Ныотона, нашедшего общий закон, лежащий в основе этих движений, астрономия, изучая, главным образом, механические перемещения, была, ив сущности, небесной динамикой. Но в это время астрономия, вместе с началом применения астрономических труб, стала создавать и методы астрофизики. Спектральный анализ, применение фотографии, фотометрия позволили раскрыть физические свойства небесных тел, обнаружить факты, весьма существенные для теории строения материи. Таким образом астрономия, создав предпосылки для развития математики и физики, сама использовала эти науки для своего развития. 

      Теория строения материи в настоящее время широко используется астрономией, причём захватываются все формы движения материи (механические перемещения, теплота, электричество, свет). Следует заметить, что, в свою очередь, некоторые факты, обнаруженные астрономией (например огромнейшая плотность карликовых звёзд), оказываются важными для физики. Астрономия, несмотря на такую близость с физикой и химией остаётся, однако, самостоятельной наукой, как по методам, так и по объектам исследования. 

      Астрономия и теперь удовлетворяет практическим задачам, но эти задачи стали более глубоки и обширны, требуют большей точности, захватывают новые области (например гравиметрия, почти уже выделившаяся в особую науку), требуют новых методов, использующих достижения современной физики и техники. 

      Астрономы не имеют возможности вести изучение небесных тел путём эксперимента, как это делают физики и другие естествоиспытатели, объектами изучения которых являются земные предметы и явления. Наблюдение является основным источником всех наших сведений о небесных телах. Необходимая при всяком наблюдении отметка момента наблюдения приобрела в астрономии особое значение и вызвала необходимость построения целого ряда специальных приборов для измерения времени с использованием пьезоэлектричества, фотоэлектричества. 

      Размеры небесных тел, расстояния между ними, огромное разнообразие физических явлений, на них происходящих, и условий, в которых они протекают (температуры, давления и т. д.), — всё это отличает астрономию от физики и даёт ей новые сведения, недостижимые для исследователей земных объектов. 

      Этот краткий обзор истории развития астрономии дан главным образом с целью обратить внимание на то, что астрономия, будучи наукой, изучающей небесные тела особыми методами, от задачи изучения лишь видимых их движений распространила свои задачи и на вопросы исследования общих свойств и движений материи и поэтому её часть, называемая астрофизикой, приобрела особо важное значение для развития диалектико-материалистического мировоззрения. 

      Чтобы оценить изменение во взгляде на астрономию как науку, можно взять два определения астрономии: одно, данное Деламбром в «Histoire de l’Astronomie ancienne» (1817),и другое, данное выдающимися современными астрономами. 

      В то время, как Деламбр определил астрономию как науку, объединявшую все наблюдаемые факты в теорию механического движения и определения расстояний и размеров небесных тел, — теперь мы имеем определение, большая часть которого относится к области астрофизики: природа небесных тел, их физическое состояние, взаимодействие притяжением и излучениём, их прошлая история и будущее развитие. Таким образом, к определению Деламбра прибавлены исключительно астрофизические признаки и к «взаимодействию тяготением» добавлено «взаимодействие излучением». Тем самым старое чисто механическое представление о содержании астрономии переведено в область общих движений материи. 

      Астрометрия, имеющая своей задачей точное определение положений светил, получила в современной астрономии новое значение. С одной стороны астрометрия даёт возможность разобраться в истинном распределении и движениях светил в пространстве Если древняя астрометрия охватывала лишь нашу солнечную систему, то современная астрометрия ставит и решает более широкие задачи изучения звёздной вселенной. 

      С другой стороны астрометрия даёт основы для практического применения астрономии. В настоящее время, благодаря успехам теоретической астрономии и достижениям современной техники, астрометрия достигла высокого совершенства. Из числа практических применений астрометрии наиболее важные: точное определение географических координат, служба точного времени, применения астрометрии к мореходству и аэронавигации. Без точного знания координат светил и применения методов, разработанных и теоретически, и практически астрометрией, все эти работы были бы немыслимы. 

      Таким образом, как теория астрономии, так и её практические приложения играют видную роль в современной культурной жизни. Она служит практическим потребностям строительства социализма и обороны страны и способствует укреплению-диалектико-материалистического мировоззрения. В силу этого астрономия, как учебный предмет, в советской школе совершенно необходима. 

      В. И. Ленин в своей речи «Задачи союзов молодёжи» говорит: «...Но всё-таки надо уметь различать, что было в старой школе плохого и полезного нам, надо уметь выбрать из неё то, что необходимо для коммунизма». И далее: «Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнётом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества» К Поэтому и для разработки вопроса об астрономии, как учебном предмете в советской школе, полезно учесть опыт русской дореволюционной и зарубежной буржуазной средней школы в области постановки обучения астрономии. 

      Преподавание начал астрономии в школах России имеет большую давность, оно изменялось и по форме, и по содержанию соответственно требованиям времени. Уже в XVII в. в России в «азбуковниках» сообщались начальные сведения по астрономии, называвшейся в то время «космографией». Это название элементарного курса астрономии, введённое ещё в древности аристотелианцами, сохранялось в царской России и до сих пор применяется в капиталистических странах.. В древней Руси начала космографии значительно отставали от уровня науки того времени, содержали элемент мистический и фантастический. 

      Реформы Петра I сказались и на преподавании астрономии. Пётр I, имея в виду практические потребности (главным образом навигацию), распорядился перевести «Космотёорию» X р. Гюйгенса. Перевод был сделан Я. В. Брюсом и вышел в 1717 г. под названием «Книга мировоззрения, или мнение о небесно земных глобусах». Эта книга была в сущности первым коперниканским учебником и была назначена для навигаторских школ, в которых преподавалась практическая астрономия. Однако вступление в этой книге носит характер примирительный. Пётр I, участвовавший в составлении этого предисловия, явно соблюдал максимальную осторожность, чтобы не отпугивать читателей В послепетровское время упадка просвещения в России теория Коперника, если и имела место в учебниках, то только формально. 

      Известно, как много труда должен был вложить Ломоносов в дело защиты теории Коперника. В 1815 г. в Москве была напечатана книга «Разрушение коперниковой системы» анонимного автора, а в 1876 г. в Петербурге переводная брошюра Шёпфера «Земля неподвижна». Всё это доказывает, что в школах, где проходились начала астрономии, им придавался узко практический характер. Задача была не в просвещении учащихся, не в описании истинного строения мира, а в обучении сферической астрономии («математической географии»), необходимой для практики. 

      В XIX и начале XX в. в русских школах космография (астрономия) преподавалась в мужских и женских гимназиях, реальных училищах, военных средних школах («кадетских корпусах»). В зависимости от характера школы находились и программа, и число часов, отводимых ка этот предмет. В реальных и военных училищах на космографию отводилось 72 часа в год, в гимназиях 36 часов. Большее число часов в реальных училищах и кадетских корпусах обусловлено несомненно тем, что именно эти училища были наиболее близки к требованиям жизни, в гимназиях же естествознание преподавалось в ограниченном объёме. 

      В сущности только в реальных и военных училищах космография проходилась нормально и учащиеся выносили, в пределах и направлении программ, надлежащие сведения. Программы дореволюционного Министерства народного просвещения по космографии достаточно полно охватывали сферическую астрономию (её практическую часть — для реальных училищ) и очень мало внимания уделяли описательной астрономии. Вопросы космогонии в программе отсутствовали совершенно. 

      Незадолго до революции в связи с движением вперёд педагогической мысли и в преподавании астрономии наметились сдвиги к оживлению, но они не смогли найти достаточного отражения в учебниках, за которыми следило царское Министерство народного просвещения. Движение ?вперёд сказалось в разработке методов преподавания главным образом сферической астрономии, в постановке практических занятий в этой области, в создании необходимого для этого оборудования и в более тщательном изложении её в учебнике. В некоторых учебниках описательной астрономии стало уделяться больше внимания.1) 

      1) Ознакомление с постановкой преподавания астрономии (космографии) в зарубежных школах показывает, что она имеется в программах школ всех стран. Наиболее полные материалы можно было получить о преподавании астрономии в школах Франции. 

      За период, предшествовавший Великой Октябрьской социалистической революции, передовые преподаватели астрономии в средних школах разработали довольно много эффективных и полезных приёмов в области сферической астрономии и этот опыт предреволюционной школы может и должен быть использован и в настоящее время. В области теоретической и, особенно, описательной астрономии не было да и не могло быть сделано ничего существенного, ибо внимание было обращено главным образом на сферическую астрономию. Для того чтобы заимствовать опыт предреволюционного передового учительства в области преподавания астрономии, приходится обращаться к некоторым книгам (Ройтмана, Платонова, Баранова), к журнальной. литературе (содержащей главным образом описания практических занятий и пособий), так как в официальных программах это движение вперёд нашло лишь слабое отражение. 

      Заключение об истинном содержании курса удалось установить главным образом путём ознакомления с французскими учебникам. Основные признаки программ — преимущественное внимание вопросам сферической астрономии, малая разработанность и краткость астрофизической части, своеобразное расположение материала в первой части, некоторая отсталости от на ки (например, излагается, а иногда и не излагается, одна только космогоническая гипотеза Лапласа). 

      (в форме объяснительных записок, списков учебных пособий, разработок первой части курса). 

      После Великой Октябрьской социалистической революции, в период отсутствия общегосударственных программ и господства комплексного метода; преподавание астрономии проводилось в школе как первой ступени, так и второй. Во второй ступени астрономия проходилась концентрами понемногу в трёх последовательных классах (V, VI и VII). Фактически астрономия проходилась только там, где имелись соответствующие условия в виде наличия преподавателя, учебных пособий и согласия на это заведующего школой. Программы этого периода носят в себе отпечаток предшествующего периода, в течение которого в дооктябрьской школе стали пробиваться некоторые передовые мысли. Лучшие педагоги предреволюционного периода, пользуясь данной им свободой, вложили в эти программы свой опыт, оживили программу - практическими занятиями, но больше этого они сделать не смогли Вопросы мировоззренческие в программы были включены в сущности лишь декларативно; сами авторы программ, имея самые лучшие в этом отношении намерения, не знали, как их проводить в преподавании астрономии. По этим причинам программы астрономии этого периода не представляют шага вперёд — они подытоживают неофициальный опыт дореволюционного передового учительства. 

      Со времени введения общегосударственных программ и до постановления ЦК ВКП(б) и GHK СССР о средней школе, указавших основные недостатки школьного дела и пути их устранения, астрономия в школе испытывала влияние многоразличных направлений, начиная от комплексности и кончая методом проектов. Ещё в 1931 г. астрономия как предмет существовала в V, VI и VII классах, программа же её была «комплексирования» с физикой («Проект новых программ ФЗС», вып. И). В программах ФЗС 1932 г. астрономия уже перенесена в VII год обучения, в программах же конца 1933 г. астрономия перенесена в X класс и на неё отведено 72 часа в год.1) 

      1) В предполагаемой новой программе (1947 г.) для X и XI классов астрономия распределяется так, что между двумя частями курса приходится каникулярный период. Такое распределение материала дает возможность преподавателю использовать начало лета и начало осени (наибольшее число ясных дней и ночей) для постановки как общих, так и самостоятельных школьных наблюдений. Так как в каникулярное время ученики выезжают в пионерские лагери и туристские экскурсии, вполне возможно дать им . небольшие, но содержательные задания по наблюдениям звёздного неба. В число этих заданий обязательно следует включить наблюдение передвижения планет и расположения небесных светил на иных широтах, чем местоположение школы В весенне-летний период конца учебного года следует провести некоторые практические работы (в частности — проведение полуденной линии). В начале учебного года десятого класса (осень) очень полезно провести пропедевтическое знакомство с звёздным небом. 

      Последовательный просмотр этих программ показывает что программа астрономии начинает в них более определяться со стороны диалектико-материалистической, главным образом со стороны разработки некоторых отдельных вопросов, связанных с историей борьбы науки с религией. Однако программы этого периода имеют значительные недостатки, выражавшиеся (в ранних программах) в отсутствии правильного представления о связи теории и практики, некотором нарушении систематичности (во всех программах астрономии — по свойствам самого содержания — эти недостатки были невелики) и неясном представлении диалектико-материалистического содержания предмета. Последняя программа 1935 г. представляет собой прежнюю программу 1933 г. с незначительными редакционными изменениями и указанием числа часов на каждый раздел. 

      Эта программа оставалась неизменной до 1938 г., когда она была пересмотрена, причём были сделаны перестановки материала. Этот пересмотр связан с тем обстоятельством, что, исключённая было из сетки часов, астрономия была восстановлена в 1937 г., но уже с меньшим числом часов — 36 часов в год. 

      Рассмотрение различных программ показывает, что в первой части их (сферическая астрономия) имеются два основных, достаточно ясно выраженных, течения: 

      1) исходя из понятия о шарообразной и вращающейся Земле, выводить необходимость наблюдаемых движений светил (некоторые программы, например, программа военных училищ, утверждённая в 1889 г., французские программы); 

      2) идя от фактов наблюдений небесных светил, приводить учащихся к выводу о шарообразности Земли и её вращения; так же поступать и при изложении сведений о солнечной системе (более поздние программы военных средних школ, советские программы). 

      Что касается второго типа программ, то в них сказывается главным образом стремление сначала изложить всю формальную сторону, а потом объяснение в виде учения о шарообразности и вращении Земли. 

      Это стремление, однако, ведёт к тому, что элементы сферической астрономии, на изложение которых уходит много времени, не оживлённые объяснением сущности дела, становятся очень тяжелыми для понимания и усвоения, отрываются от понимания их причин и обоснований. 

      Элементы теоретической астрономии и астрофизики («описательной» астрономии) во всех программах даются одинаково: теоретическая в историческом порядке, астрофизическая в порядке пространственного расширения сведений о вселенной (тоже в сущности историческом). Содержание последнего раздела, естественно, не одинаково в различных программах; наиболее подробно оно разработано в советских программах. 

      Старые дореволюционные программы преследовали узко практические цели обучения и замалчивали или извращали идеологическое значение астрономии; советские программы на первое место ставят идейно-политическое воспитание и больше уделяют внимания вопросам, относящимся к природе и развитию небесных тел, бесконечности и вечности вселенной. 

      Изучение опыта советской школы показывает, что преподавание астрономии у нас находится на более высоком уровне, чем в дореволюционной и капиталистической школе и со стороны программ, и со стороны восприятия школьниками научного, марксистского взгляда на вселенную. Имеются и многие недочёты: преподаватели, понимая в общем мировоззренческое значение астрономии, ещё не научились разъяснять его во всех частях курса, не применяют некоторых полезных методических приёмов и учебных пособий, школьные астрономические наблюдения ставят односторонне, а иногда и пренебрегают ими. Эти недочёты отчасти происходят от незнания советской методической литературы (статьи в журналах) и вследствие отсутствия до сих пор книги по методике астрономии. 

      Помня высказывания В. И. Ленина об обучении основам наук, о переработке опыта старой школы и И. В. Сталина о передовой науке, в частности — астрономии, как освободительнице человеческого мышления от обветшавших, бесплодных теорий, мы приходим к выводу, что астрономия, как входящая в круг «основ», должна быть в числе предметов советской средней школы. В методике астрономии следует использовать опыт старой школы в области сферической астрономии, переработав её изложение, в области же теоретической и астрофизической, мало и плохо разработанной старой школой, следует продолжать искание новых, улучшенных методов. 

      Преподавание астрономии в школе должно обеспечить учащимся усвоение основ передовой науки в диалектико-материалистическом освещении; оно должно быть живым и действенным — таким, чтобы учащийся выносил из него понимание связи теории и практики и элементарные практические навыки; это преподавание должно вполне соответствовать задачам советского строительства и обороны страны. 

      Фридрих Энгельс («Диалектика природы», «Основные формы движения»), рассматривая вопрос о движении небесных тел, вскрывает существенный недостаток прежней школьной астрономии — чисто, механическое толкование астрономических явлений, отрыв от изучения процесса развития небесных тел. Энгельс даёт здесь указание на необходимость изложения того, что мы теперь называем астрофизикой. Естественно, что в преподавании астрономии следует обратить особое внимание на изложение процессов развития небесных тел, строения и развития вселенной соответственно с современным состоянием вауки, особенно в истолковании советских учёных, разрабатывающих эти вопросы на базе диалектико-материалистического мышления. Однако изложение одной астрофизической части астрономии далеко не достаточно, так как, с одной стороны, она не может быть усвоена без знания основ астрометрии, с другой же стороны, как мы видим, именно астрометрия более всего нужна для практических применений. 

      Сферическая астрономия в курсе астрономии имеет значение не только как необходимый подготовительный отдел к пониманию- элементов теоретической астрономии и астрофизики. Сферическая астрономия необходима в курсе и своими практическими применениями. Она даёт будущим морякам, лётчикам, артиллеристам и инженерам те основы ориентировки по небесным светилам, знания сферических координат и т. п., которые могут пригодиться и непосредственно, и в качестве базы для их дальнейшего специального обучения. 

      Изолированное обучение какому-нибудь одному из отделов астрономии, разрывающее связь теории с практикой и лишающее преподавание его мировоззренческих выводов, явилось бы нарушением общих принципов обучения в советской школе. 

      Что касается формы обучения основам астрономии в советской школе, то постановление ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г. указывает, что систематически, последовательно излагая преподаваемую дисциплину, преподаватель обязан приучать детей к работе в лаборатории, широко применять демонстрирование опытов и приборов, приучать детей к самостоятельной работе. В применении к преподаванию астрономии это означает, что сведения по астрономии должны быть соединены с ознакомлением с небесными светилами путём наблюдений, демонстрированием картин и практическими работами по сферической астрономии, имеющими целью создать у учащихся основные навыки и умения в ориентировке, определении времени, пользовании астрономическими календарями. 

      

      2. Задачи обучения астрономии в школе 

      Основная задача преподавания астрономии в советской школе должна соответствовать общей задаче нашей школы: эго идейно политическое воспитание и образование юношества на основе учения Маркса — Ленина — Сталина, подготовка активных строителей социализма, ограждение молодёжи от вредных идеалистических течений. 

      В докладах тон. А. А. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград» и «29-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции» мы находим указания на эти основные задачи. Тоз. А. А. Жданов говорит: «Необходимо оградить молодёжь от тлетворных чуждых влияний и организовать её воспитание и образование в духе большевистской идейности». При этом тов. А. А. Жданов указывает на то, что нужно «преодолевать и выкорчёвывать пережитки капитализма в сознании людей» и, указывая, что «империалистам всех мастей» не нравятся успехи нашего социалистического строительства, призывает «смело бичевать и нападать на буржуазную культуру, находящуюся в состоянии маразма и растления». 

      Исходя из этих указаний, мы должны рассматривать задачи преподавания астрономии с двух сторон: 1) Изложение данных науки надо строить так, чтобы учащиеся получили твёрдые убеждения в вечности и бесконечности вселенной, вечном движении и развитии материи, её единстве и в возможности всё большего и большего познания вселенной. 2) Нужно бороться с теми идеалистическими влияниями, которые имеют своим истоком буржуазную философию. Эти влияния в области астрономии выражаются в утверждении и распространении взглядов на то, что вселенная непознаваема; а эти взгляды ведут в свою очередь к псевдонаучным «обоснованиям» якобы неизбежности творческого акта. 

      Тов. А. Д. Жданов говорит, что нужно «воспитать отважное племя строителей социализма» и указывает, что надо показать и «высокие качества советских людей» и «заглянуть в завтрашний день». 

      Имея эти указания, мы в области преподавания астрономии должны объяснить учащимся применение астрономии в работах текущей пятилетки и создать у них те элементарные навыки в астрономической ориентировке, которые им нужны как участникам строительства и обороны. 

      Следует рассказывать и об успехах и современных достижениях советской астрономии, как в области исследовательской, так и в организационной. Надо рассказать, как и в каком виде восстанавливаются разрушенные фашистами обсерватории и институты, каковы перспективы совсем новых построек, нашего советского приборостроения (например телескопы сталинского лауреата проф. Д. Д. Максутова), задачи исследований в текущей пятилетке. Следует также обратить внимание, что успехи советской астрономии признаны Международным Астрономическим союзом и советским астрономам принадлежит руководящая роль в организации некоторых интернациональных астрономических исследований (например в комиссии переменных звёзд и др.) 

      Наша советская школа должна воспитать человека, свободного от религиозных цепей, понимающего противоположность научного и фидеистического мировоззрений, могущего противопоставить ненаучным измышлениям о вселенной истинные данные науки о её строении и развитии. 

      Поэтому в изложении основ астрономии надо выявить истинность научного мировоззрения, борьбу науки с ложными взглядами на мироздание, защищавшимися религией, на исторических примерах показать героизм представителей передовой науки в борьбе за истину против фидеизма и суеверии. Наиболее яркими примерами этой борьбы являются учёные времени Возрождения: Коперник, Бруно и Галилей. Но не следует" забывать, что и в дальнейшей истории развития астрономии эта борьба, иногда в затушёванной, скрытой форме — продолжалась, продолжается и теперь, но только в ином виде. 

      Повествования религии о происхождении мира и его строении целым рядом явных противоречий науке производят отрицательное впечатление. Сторонники религии пытаются сгладить эти противоречия всяческими особыми истолкованиями («тысячи лет, как один день» и т. п.). 

      Гораздо серьёзнее и опаснее та форма борьбы идеализма против науки, которая, не отворачиваясь грубо от науки, наоборот, как будто принимая её методы и выводы, старается их связать с авторитетом религиозных первоисточников (библия, талмуд, коран и т. п.), и, главное, дискредитировать самую основу науки, выдвигая якобы непознаваемость мира. 

      Поэтому, как это было указано выше, особенно важно дать учащимся не только описание достижений астрономии, но и показать методы, которые привели к ним, и тем самым закрепить в сознании учащихся бесконечность развития научных знаний. В этом случае полезно напомнить высказывание Ленина: «Познание человека не есть (геБр, не идёт по) прямая линия, а кривая линия, бесконечно приближающаяся к ряду кругов, к спирали. Любой отрывок, обломок, кусочек этой кривой линии может быть превращён (односторонне превращён) в самостоятельную, целую, прямую линию, которая (если за деревьями не видеть леса) ведёт тогда в болото, в поповщину (где её закрепляют классовый интерес господствующих классов)»1.) 

      Из этой цитаты видно, что изложение учащимся истории развития познаний о вселенной приобретает большое значение в борьбе против реакции, которая именно в эту-то сторону и бьёт, постоянно указывая на мнимые пределы научного познания, истолковывая все научные выводы так, что всегда остаётся нечто непознанное, и в этом непознанном находит базу для мистики, таинственного и непознаваемого божества. 

      Чрезвычайно важно, чтобы учащиеся в курсе астрономии получили убедительнейшее подтверждение справедливости одной из исходных позиций диалектического материализма, изложенного в словах товарища И. В. Сталина: 

      «Марксистский философский материализм исходит из того, что мир и его закономерности вполне познаваемы, что наши знания о законах природы, проверенные опытом, практикой, являются достоверными знаниями, имеющими значение объективных истин, что нет в мире непознаваемых, вещей, а есть только вещи, ещё не познанные, которые будут раскрыты и познаны силами науки и практики» 2). 

      1) Ленин, К вопросу о диалектике. Соч., т. XIII, 1931, стр. 30 

      2) История ВКП(б), Краткий курс, стр. 108. 

      Этим определяется вторая основная задача курса астрономии: не только показать процессы развития во вселенной, но и дать понятие о том, как развивалась и продолжает развиваться самая наука о вселенной, оберечь учащихся от превращения спирали, про которую говорит Ленин, в прямую линию. 

      Изложение основ астрономии обязательно надо связывать с её историческим развитием, а последнее сопоставлять (конечно, кратко) с известными учащимся из курса истории фактами. 

      Астрономия — наука наблюдательная. Единственный источник её знаний о небесных светилах — тот световой луч, который улавливается астрономическими инструментами. Этот световой луч, до тех пор, пока физика не подошла к нему, как к явлению материальному, рассматривался чисто геометрически — как прямая линия, направление которой определялось угломерными инструментами. Прогресс физики, а вместе с ним .развитие техники, дали возможность определить его состав, энергию, запечатлеть изображение светила фотографически. 

      Как опыт в физике, так и наблюдение в астрономии является основным методом. Факты, связь между ними, теория явлений могут быть объяснены только на основе знакомства с этим методом астрономии — наблюдением. В учебном предмете метод науки не может быть раскрыт для учащихся во всех деталях. Изложение основ науки должно быть, однако, связано с описанием основ метода самой науки и это требование особенно существенно при прохождении астрономии в школе. 

      В большинстве школьных учебных предметов (ботаника, зоология и т. п.) изучаются объекты, достаточно хорошо знакомые учащимся по их повседневным наблюдениям или доступные показу при помощи некоторого инструментария, посильного для школы (например, рассматривание микроорганизмов в микроскоп). Не совсем так обстоит дело с объектами астрономии, которые в своей большей части недостаточно знакомы учащимся и наблюдения которых для них часто недоступны. Показ всякого рода рисунков и фотографий и выводы, делаемые на его основе, не могут быть убедительными для учащихся, если они не будут иметь ясного понятия о самом методе, с помощью которого были получены эти рисунки и фотографии. Показывая результаты и не давая понятия о методах получения их, мы рискуем подорвать самые основы обучения, так как учащиеся вынуждены принимать на веру излагаемое преподавателем. 

      Отсюда вытекает третья задача изложения: дать понятие о главном, основном методе науки астрономии — наблюдении. 

      Выше уже было указано, что развитие астрономии протекало и идёт в тесной связи с родственными ей науками (физика, математика, техника) и с практическими требованиями. Все решённые и нерешённые проблемы астрономии проходят обычный путь: практика — теория — практика. 

      Все эти задачи не должны рассматриваться изолированная друг от друга, так как в действительности все они внутренне глубоко связаны между собой. 

      

      3. Особенности методов обучения астрономии 

      Обучение астрономии слагается из изложения курса, сопутствующих или предварительных наблюдений, чтения учебника или книг, решения задач и из практических работ. 

      Эти частные методы прохождения курса имеют общие черты с другими школьными дисциплинами, особенно с физико-математическими и с естествознанием. Нам надо рассмотреть особенности этих методов, вытекающие из содержания и метода астрономии, как школьной дисциплины. 

      Приведённые выше задачи идейно-политического воспитания должны быть учтены во всех частных методах обучения астрономии и, прежде всего, в изложении, которое должно быть построено так, чтобы оно было всё проникнуто марксистско-ленинской теорией и укрепляло её в умах учащихся. Преподаватели нередко делают ошибки в этом отношении, рассматривая одни части курса, как мировоззренческие, а другие как, так сказать, нейтральные. 

      Особенно тщательно должно быть подготовлено изложение исторических отделов астрономии, в которых следует не столько обращать внимание на мелкие детали жизненного пути того или иного учёного, сколько на указание связи достижений его с состоянием и требованиями эпохи, когда он жил, и описанием, в меру доступности школьникам, методов, которые привели его к открытию нового. 

      В теоретической и астрофизической части курса главное — расположить и провести изложение так, чтобы получить ясный и точный вывод закона, указав наблюдательные средства, давшие материал для вывода. Когда закон вполне убедительно доказан, из него следует вывести следствия и обобщения, показывающие движение и развитие небесных тел. 

      Наблюдения, как было указано выше, имеют большое значение для восприятия и понимания тех сведений, которые даются в курсе. Школьные астрономические наблюдения имеют в курсе такое же значение, как демонстрации и лабораторные работы в физике. Однако постановка этих наблюдений имеет свои, отличительные от физического эксперимента, черты. Наблюдения не могут быть поставлены во время урока (за некоторыми исключениями), как по причине времени суток и расположения небесных светил, так и вследствие погоды, — это вносит трудности организационного характера. Помимо этого затруднения имеется и другое: преподаватель при изложении курса вынужден использовать память учащихся, те, иногда кратковременные, восприятия, которые получены учащимися во время наблюдений. Эти обстоятельства не только требуют особенно внимательного отношения к организации и проведению наблюдений, но и к восстановлению в памяти учащихся результатов этих наблюдений. 

      Преподаватель должен найти наиболее подходящие в каждом случае формы обзора проведённых наблюдений с выделением из них того основного, что является существенным для данного урока. Основной формой такого обзора, естественно, является опрос учащихся.

{/spoilers}

Яндекс.Метрика