Skip to main content

Русский язык

Методика (обучения) быстрого понимания расстановки тире и двоеточия (Быстрова-Резцова) 1970 год

Скачать учебник

 Методика (обучения) быстрого понимания расстановки тире и двоеточия (Быстрова-Резцова) 1970

Назначение: Простенькая "шпаргалка" о том, когда надо ставить "—", а когда " : ". На 4-ёх страницах текста калибра "Аrial Bold 24" умещается школьная программа полугода обучения русскому языку. Хороший пример того, каким шрифтом надо писать учебники. 

При подготовке к экзаменам надо потренироваться по учебному пособию 

© СПбГТУ Санкт-Петербург 1994

Авторство: Быстрова-Резцова Р.Н.

Формат: PDF Размер файла: 0.6 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ЛОГИЧЕСКОЕ ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.

1. КУПИЛ - ПРОДАЛ.

УЧИЛ-СДАЛ.

(Действие - результат.)

2.‘‘ХОТЕЛ СКАЗАТЬ И - И НЕ МОГ*

СЪЕЛ - ОТРАВИЛСЯ.

(Неожиданное действие.)

3.БЕЛЫЙ - ЧЁРНЫЙ

ЗЛОЙ - ДОБРЫЙ

(Противопоставление.)

4.МИРУ- МИР! (Нужен.)

МОЛВИТ СЛОВО - СОЛОВЕЙ ПОЕТ!

(Пропущено слово: будто.)

Сначала заехал к тете, потом - в школу.

(Тире ставим, если пропущено слово.)

Скачать книгу - Методика (обучения) быстрого понимания расстановки тире и двоеточия (Быстрова-Резцова) 1970 года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

“Язык - инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.” М. Горький

“Что русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет

никакого сомнения

В. Белинский.

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!”

И. Тургенев.

II.ГРАММАТИЧЕСКОЕ ТИРЕ В ШЕСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.

1.Надежду и пловца - все море поглотило. Фокусников и ученых медведей - всех видели в цирке.

(Обобщающее слово-после однородных? членов. Обобщающими словами могут быть*это, все и т.д.)

2.ЦВЕТЫ: розы, фиалки, - были, в классе, на столе учителя.

4 КНИГИ: учебники и сказки - стояли на полке, в классе.

(Есть двоеточие - ставим тире после однородных членов.)

СРАВНИВАЕМ!

Розы, фиалки были в классе, на столе учителя.

Учебники и, сказки стояли на полке/ классе.

ВЫВОД:

Нет двоеточия - нет тире.

3 “Какие люди в Голливуде” - поется в песенке.

(Тире ставим после прямой речи перед словами автора.)

Щ. ВСПОМИНАЕМ ПРАВИЛА.

Если определение относится к имени собственному и отвечает на вопросы: КТО ТАКОЙ? ЧТО ТАКОЕ? - ставим тире (дефис)... НО КОГДА?

Маша, - резвушка, но резвушка

Москва т река, но... река Москва.

ВЫВОД: Если1 определение стоит после имени собственного, то ставим тире; если - перед именем собственным, то НИЧЕГО не ставим.

IV.КАК УВЕРЕННО РАЗЛИЧАТЬ, КОГДА СТАВИМ ТИРЕ . А КОГДА-ЗАПЯТЫЕ.

СРАВНИВАЕМ!

'Онегин - добрый мой ПРИЯТЕЛЬ.

Онегин , добрый мой приятель, РОДИЛСЯ на брегах Невы.

ВЫВОД: Есть глагол - ставим запятые.

Кто такой?

Вася - ПАРЕНЬ ЛЕТ ДВАДЦАТИ.

Вася, парень, лет двадцати, ВОШЕЛ в зал.

(Придумайте такие примеры сами).

ЗАПОМНИТЕ: Если есть слово, отвечающее на вопросы: КТО ТАКОЙ? ЧТО ТАКОЕ? и есть глагол, то эти слова становятся ОПРЕДЕЛЕНИЕМ.

V.ЛОГИЧЕСКОЕ ТИРЕ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.

1.СОЛНЦЕ ВЗОШЛО - НАЧИНАЕТСЯ ДЕНЬ. (Действие и результат.)

2.“ЧИН СЛЕДОВАЛ ЕМУ - ОН СЛУЖБУ ВДРУГ ОСТАВИЛ.

(«Жадность действия.)

3. ВВЖЬ ВЗЛЕТАЕТ СОКОЛ - ЖМЕТСЯ УЖ К З^рГЕ.

(Противопоставление.)

4.ЛЕС РУБЯТ - ЩЕПКИ ЛЕТЯТ.

(Пропущены слова: если. Когда.)

(з')

VI. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ТИРЕ В. СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.

1. Прямая речь.

“Отсель грозить мы будем шведу? - сказал Петр!.

VII. ДВОЕТОЧИЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.

1. ЦВЕТЫ: розы, фиалки - в красивой вазе стояли на столе учителя:

(Двоеточие после обобщающего слова -• после однородных членов ставим тире.)

2.* Пбсле слов автора - грамматическое двоеточие. [.Друг другу. Тётушки мигнули и локтем Таню враз толкнули^ и каждая шепнула ей: “Взгляни налево поскорей”.

(А.С. Пушкин "Евгений Онегин")

VIII.ГРАММАТИЧЕСКОЕ ДВОЕТОЧИЕ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕН

1. Прямая речь.

Жухрай сказал Павлу: “Я тебе рассказцу про настоящую дорогу”

IX.ДВОЕТОЧИЕ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.

1.Мама, дай денег: иду в театр. (Пропущено: потому что.)

2.Пашка понял: жизнь в 30 лет не кончена.

(Пропущено: что.)

3.Взглянул в окно: на небе - ни звездочки. (Пропущено: и увидел что, почувствовал что.)

4.На собрании выступили; кандидат Фирсов П.Е., Иванов В.Я. и т.д.

(Протокольное, двоеточие.)

Пунктуация в русском языке, Автор - Быстрова-Резцова Р.Н.

ПОПУЛЯРНЫЕ КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

НОВЫЕ КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика