Когда меньшее оказывается большим - Круглый корабль

Русский адмирал В. И. Попов, адъютант царя Александра П, в 1873 году сконструировал два необычных корабля, имевших совершенно круглую форму. Один из них назывался «Новгород», а другой — в честь создателя — «Адмирал Попов». Однако в просторечии и даже в международной специальной литературе их прозвали «поповками». Оба корабля, по сути, представляли собой плавучие крепости с диаметром 30,8 м и осадкой 3,06 м. Из-за своей формы они могли повернуться на месте приблизительно за полторы минуты — невероятно короткое время по сравнению с обычными судами того времени. «Новгород» имел шесть винтов, каждый из которых вращала отдельная паровая машина. Скорость судна составляла 8 узлов (около 15 км/час), и это не отвечало уже тогдашним требованиям. После ряда экспериментов два крайних винта сняли, отчего улучшилась управляемость и возросла скорость корабля, но она была все еще далека от обычной скорости военных кораблей, которая составляла 15 узлов (около 28 км!час).
 
Когда меньшее оказывается большим - Круглый корабль
 
Специалистам по водяным сооружениям и аэродинамике хорошо известно имя Вильяма Фруда.
 
 
Его именем назван и один закон подобия, используемый при экспериментах с моделями. 23 ноября 1875 года Фруд, будучи экспертом Британского Адмиралтейства, написал письмо Б. Й. Тидеману, главному конструктору Голландского Королевского Флота. В этом письме Фруд предлагает использовать для уменьшения трения на судах, имеющих большую ширину или же круглую форму (здесь он имеет в виду «поповки»), «воздушную смазку».
 
Во Франции такие эксперименты проводились еще в середине прошлого века. Суть решения в том, что днище судна густо перфорируют и через маленькие отверстия выпускают под давлением воздух. Образующаяся при этом так называемая воздушная пленка уменьшает трение.
 
Круглый корабль - вид сверху
 
Но вернемся к В. И. Попову. После неудачи с упомянутыми выше кораблями запланированная грандиозная программа постройки флота была остановлена. Однако адмирал не сдался. В 1882 году по образцу «поповок» он построил для царя яхту «Ливадия». Впервые в мире яхту приводило в движение уже лишь три винта. При этом скорость якобы достигала 15 узлов. На корабле была нормальная высокая палуба, а нижняя, плавучая часть корабля, также имевшая круглую форму, была частично погружена в воду. Здесь царь мог чувствовать себя, как на пляже. Пока корабль строили, Александр И был убит, и плавучим пляжем наслаждался уже только его наследник Александр III. Позднее корабль был остановлен и закончил свою карьеру как транспортировщик угля на Черноморском флоте.

Еще по теме - "Курьезы техники"

Яндекс.Метрика