Когда меньшее оказывается большим - Из истории паровозов..
В 1804 году англичанину Ричарду Тревитику пришла в голову удачная мысль поставить на рельсы в то время уже хорошо известную паровую транспортную машину. Тем самым был создан паровоз. Однако первые паровозы были относительно легкими, а потому не очень-то тянули тяжелый состав, который к тому же был на плохих подшипниках. Паровозики нередко скользили. От этого старались защититься, увеличивая их вес. Но тяжелые паровозы постоянно ломали рельсы, которые в то время еще изготавливали из литой стали. Таким образом, некоторое время существовало мнение, что путем сцепления (адгезии) колес с рельсами проблему тяги решить нельзя.

Эту проблему пытался решить Джон Бленкин-соп, который в 1811 году получил патент на паровоз с зубчатыми колесами. На этом паровозе с одной стороны были установлены колеса, которые цеплялись за литой зубчатый брус, укрепленный на внешней стороне одного из рельсов. Таким образом Бленкинсоп избавился от трения, однако максимальная скорость, которую мог развить его паровоз, составляла всего 10 миль в час (16 км/час). В конечном счете это решение только затормозило технический прогресс, и после длительных экспериментов от использования зубчатых колес на горизонтальных дорогах и на участках с небольшим уклоном окончательно отказались.
На общераспространенной в наши дни адгезивной тяге, например паровоз «Рокет» Джорджа Стефенсона, выигравший в октябре 1829 года знаменитое рейнхильское состязание, вместо запланированных 16 миль в час развил скорость в 31 милю в час (около 50 км/час). Такой скорости не достигают даже современные виды транспорта с зубчатыми колесами.