Skip to main content

Русский язык

Как научиться писать сочинение на отлично (Алексеева) 2000 год

Скачать учебник

Как научиться писать сочинение на отлично (Алексеева) 2000

Назначение: Многолетний опыт учительской работы и опыт индивидуальных занятий с учащимися раскрыл перед автором книги те трудности, которые испытывают многие ученики при работе над сочинением. Как начать работу, как сделать свою речь более последовательной, связной, как правильно составить план и избежать наиболее распространенных ошибок, — ответы на эти и другие вопросы даны в доступной и увлекательной форме. В книгу включены школьные сочинения и олимпиадные работы и дан комментарий к ним.

© СПб.: Паритет Москва 2000

Авторство: Алексеева Татьяна Васильевна

Формат: PDF Размер файла: 6.33 MB

СОДЕРЖАНИЕ

От автора 3

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Занятие 1. КАК СДЕЛАТЬ СВОЮ РЕЧЬ СВЯЗНОЙ, ИЛИ ПРО ТЕМУ-РЕМУ И ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ПРОГНОЗ 5

Занятие 2. ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕХА 10

Занятие 3. ЧТО ТАКОЕ «ПРАВИЛЬНЫЙ» ЧЕРНОВИК 12

Занятие 4. ПЕРВЫЙ КРИТЕРИЙ ВЫБОРА ТЕМЫ 14

Занятие 5. С ЧЕГО НАЧАТЬ, ИЛИ МАГИЧЕСКАЯ СИЛА НАЗВАНИЯ 16

Занятие 6. УМЕЙТЕ... СЛУШАТЬ СЕБЯ 19

Занятие 7. САМОЕ ГЛАВНОЕ В СОЧИНЕНИИ 21

Занятие 8. О «МАРШРУТЕ» ВАШЕГО СОЧИНЕНИЯ И НЕОБХОДИМОСТИ КРАСНЫХ СТРОК 22

Занятие 9. О ПЛАНЕ СОЧИНЕНИЯ 24

📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

Занятие 10. О ДВИЖЕНИИ АВТОРСКОЙ МЫСЛИ В СОЧИНЕНИИ 32

Занятие 11. КАК РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ. ЦИТАТЫ 35

Занятие 12. СОВЕРШЕНСТВУЕМ СВОЮ РЕЧЬ 40

Занятие 13. О ЖАНРЕ ШКОЛЬНОГО СОЧИНЕНИЯ 48

Занятие 14. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ДЛЯ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ 50

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Занятие 15. «НЕ ГОВОРИ КРАСИВО! 65

Занятие 16. КАК РАБОТАТЬ С ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫМ МАТЕРИАЛОМ 69

Занятие 17. О САМОЙ ЭФФЕКТНОЙ КОМПОЗИЦИИ, ИЛИ ЧТО ТАКОЕ ЖАНР ЭССЕ 73

Занятие 18. УВИДЕТЬ ПОТЕНЦИАЛ ТЕКСТА 80

Занятие 19. В ПОИСКАХ «СВОЕГО» ЖАНРА 88

Занятие 20. УЧИМСЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ ЭТЮД 92

Занятие 21. О СТИЛЕВОМ ЕДИНСТВЕ 103

Занятие 22. СОЧИНЕНИЕ-ЭТАЛОН 108

Занятие 23. ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОТЕЛ БЫ УЧАСТВОВАТЬ В ОЛИМ

ПИАДЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 115

Занятие 24. КАЖДЫЙ ЧИТАТЕЛЬ МОЖЕТ СОВЕРШИТЬ СВОЕ ОТКРЫТИЕ 133

Занятие 25. О ТРУДНОМ ЖАНРЕ РЕЦЕНЗИИ 137

ПРИЛОЖЕНИЕ

146

Скачать книгу - Как научиться писать сочинение на отлично (Алексеева) 2000 года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

ОТ АВТОРА

Можно ли научить писать сочинения? Мудрые говорят, что научить нельзя — можно только научиться. А учиться, как известно, лучше на ошибках других.

Самый надежный путь к овладению любым умением — посмотреть, как это делают другие, и попробовать самому сделать так же... или лучше.

Именно поэтому вам предлагаются в качестве материала для изучения не придуманные взрослыми, а подлинные сочинения «настоящих» учеников — тех, которые и сейчас сидят за партами в школах Санкт- Петербурга или закончили школу совсем недавно. Сравнивая с этими работами собственные сочинения, вы можете анализировать достоинства (хвалить себя надо обязательно!) и возможные недостатки тех и других. После каждого сочинения вы найдете комментарий к нему. На примере этих работ мне хотелось бы показать, сколь многого может достичь ученик, если понимает, что от него требуется, и знает, как добиться цели.

В книге приводятся и самые необходимые теоретические сведения. Вам предстоит прочесть несколько (надеюсь, нескучных) глав, которые можно считать занятиями. А потому не спешите дочитать книгу до конца — лучше читать по главам и выполнять задания к ним.

Мне хотелось бы помочь каждому читателю поверить в себя, в свои способности и возможности. Поверить и понять, что работа над сочинением — вовсе не скучная и тягостная школьная повинность, неизвестно зачем придуманная учителями.

Многое можно сказать о полезности и нужности такого занятия, как сочинение. Можно говорить, что это — занятие увлекательное. Но думаю, что не всех смогу убедить сейчас в этом, и потому скажу пока только об одном.

Да, конечно, сочинение — это трудно. Но это и интересно. Ведь в любом сочинении вы волей-неволей рассказываете и о себе. Согласитесь, читатель, что все, что связано с вами, просто не может быть неинтересным.

А теперь — о первом условии успешной работы. Современные психологи считают, что стрессовые состояния, переживаемые человеком, не снижают интеллектуального уровня личности. Оказывается, самое уязвимое — это память и творческие способности. (Вы, наверное, замечали, как катастрофически все забывается во время экзамена и вспоминается потом, после него, когда вы успокаиваетесь.) Значит, очень важно, в каком настроении садитесь вы за работу над сочинением. Особенно это важно на экзамене. Не впадайте в панику, не доводите себя до взвинченного состояния. Но и абсолютное спокойствие тоже не лучшее условие для творчества. Постарайтесь создать бодрое, рабочее настроение, гармонизировать свой внутренний мир. И никто лучше вас самих не знает, как это сделать...

Итак, начинаем работу...

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Занятие 1

КАК СДЕЛАТЬ СВОЮ РЕЧЬ СВЯЗНОЙ, ИЛИ ПРО ТЕМУ-РЕМУ И ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ПРОГНОЗ

Наверное, вы очень удивитесь, если вам предложат задуматься о связности вашей письменной речи: «Я и так пишу (говорю) связно! А как же иначе? Бессвязно, что ли?»

А между тем отсутствие связи между предложениями в тексте — это большая (и часто не осознаваемая самим пишущим) проблема. И если ее решить, мгновенно исчезнут и две другие: проблема объема сочинения и наличие в нем навязчивых смысловых повторов (мыслей, предложений, иногда даже целых фрагментов).

Предложения в тексте не просто «стоят рядом». Между ними есть своя связь, силу и возможность которой первым отметил Л. Н. Толстой, назвавший эту связь «сцеплением». «Каждая мысль, выраженная словами особо, страшно понижается, когда берется одна из того сцепления, в котором находится...» И главный секрет писательского искусства, считал Толстой, состоит не в словах, не в отдельных предложениях, а в «бесконечном лабиринте сцеплений».

У этих «сцеплений» (связи предложений между собой) есть свои законы, которые легко отследить.

Но начнем с отступления — примера. Как человек ходит? Шаг — опора. «Освоим» территорию — снова шаг, «осваиваем» новую. Без опоры на предыдущее невозможно освоение нового.

Но, шагая,— и это очень важно заметить! — мы уже знаем, каким будет наш следующий шаг, мы прогнозируем его (молниеносно, не отдавая себе в этом отчета). Отсюда — уверенность движения и в конечном итоге — достижение цели.

Дело в том, что в письменной речи — все так же! Только «шаги» называются «тема» и «рема» Тема — старое, известное, «освоенное», рема — новое. И каждое новое предложение подбрасывает нам новенькую информацию (рему), прочно опираясь на уже известное (тему). Так в речи осуществляется «движение вперед» — только движение мысли.

Отсутствие такого «движения» приводит к комическому эффекту. Вот хорошо известный вам пример: герой гоголевских «Мертвых душ», Чичиков, слегка перепутал названия и спросил дорогу в деревню Заманиловку у двух мужиков. «Один из них, бывший поумнее и носивший бороду клином, отвечал:

— Маниловка, может быть, а не Заманиловка?

— Ну да, Маниловка.

— Маниловка! а как проедешь еще одну версту, так вот тебе, то есть, так прямо направо.

— Направо?...

Направо,— сказал мужик.— Это будет тебе дорога в Манилов- ку; а Заманиловки никакой нет. Она зовется так, то есть ее прозвание Маниловка, а Заманиловки тут вовсе нет. Там прямо на горе увидишь дом, каменный, в два этажа, господский дом, в котором, то есть, живет сам господин. Вот это тебе и есть Маниловка, а Заманиловки совсем нет никакой здесь и не было».

На схеме это движение мысли выглядит так:

[Т^Рх]. [T2<piUP2], [T3(p2U...

Tj —тема первого предложения («старое»)

₽! — рема второго предложения («новое»)

Т2 — тема второго предложения (бывшая рема 1-го)

Р2— рема («новое») второго предложения и т. д.

Будучи уже известным писателем, Л. Н. Толстой, известный как мастер длинных, довольно запутанных (на полстраницы) предложений, решил создать «эталонную» прозу — для тех крестьянских ребятишек, которые осилили в яснополянской школе его «Азбуку» и не должны были терять вкуса к чтению. И Толстой создает «образец маленькой повести для детей» — так назвал это произведение С. Я. Маршак — «Кавказский пленник».

Вот на этом-то образцовом тексте легко проследить тему и рему, а заодно и научиться ставить вопрос-прогноз, который, как стрелка компаса, указывает дальнейшее направление речи. Что такое вопрос-прогноз? Это вопрос, мгновенно возникающий в сознании читателя при чтении предложения (получении новой информации), в котором прогнозируется содержание следующего предложения.

Повесть-быль Толстого начинается так: «Служил на Кавказе офицером один барин* (ремах).

Попробуйте задать вопрос (предугадать, о чем пойдет речь дальше, каких дополнений требует рема — ведь вопрос-прогноз зависит от нее). Такие вопросы здесь могут быть разными. (Для чистоты эксперимента можете дальнейший текст закрыть ладонью и проверять свою логику и способность к прогнозу.) Итак, ваши вопросы (можно записать): ? ?

Теперь читаем:

«Звали его Жилин* (рема2).

Снова задаем свой вопрос-прогноз: ?

«Пришло ему раз письмо из дома* (рема3).

Тут уж совсем просто. Прогнозируем: ?

«Пишет ему старуха-мать...»

На этом эксперименты с «прозрачным» толстовским текстом можно закончить. Главное, что вы поняли: между предложениями есть жесткие «сцепления», смысловая связь, и каждое предыдущее предложение, его рема, требует выполнить «прогноз», буквально диктует содер-жание следующего.

Но то ли голос у ремы (а это наша логика) слишком «тихий», то ли мы иногда просто не задумываемся о логичности своей речи, о связи предложений в ней.

Вот типичный пример. Десятиклассница пишет сочинение по пьесе А. Н. Островского «Гроза»:

«Катерина воплощает в себе поэтическое начало в пьесе. Но люди, которые ее окружают, страшно да

леки от нее. Катерина искренне и глубоко верит, она очень эмоциональна».

Предложения вроде бы неплохие, «правильные» по мысли, но текст какой-то «не такой», и это очевидно любому читающему (да и самому его автору).

Да, между предложениями нет связи. После каждого учитель поставит знак < > — «Необходимо развить, конкретизировать мысль, подтвердить ее примером» (со знаками учительской корректуры мы познакомимся позже).

Как помочь автору сочинения? Посмотрим, в каком направлении необходимо было раскрыть далее поднятую в предложении тему.

«Катерина воплощает в себе поэтическое начало в пьесе».

Рема требует такого продолжения: в чем выражается это «поэтическое начало»? Где конкретные примеры,- подтверждающие мысль?

Вы чувствуете, каким объемным должно быть это «продолжение». По сути, это предложение — начало целого абзаца сочинения с примерами из текста пьесы, с рассуждениями автора*. Кстати, третье предложение («Катерина искренне и глубоко верит, она очень эмоциональна*) скорее ближе к первому, а уж никак не ко второму из предложений и тоже может повлечь за собой целый абзац текста сочинения.

«Но люди, которые ее окружают, страшно далеки от нее».

И это предложение никак нельзя бросить без продолжения — так, как это сделано в сочинении, потому что рема «ставит вопрос»: в чем проявляется это «страшно далеки»? И нужен подробный или сжатый рассказ об этом.

Итак, вы видите, что понимание необходимости «сцеплений», умение видеть то, что «диктует» рема, сразу ведет и к увеличению объема работы, и к большей логичности текста вашего сочинения.

* В этой книге вам не предлагается готового материала на ту или иную тему, не говорится о том, что писать. Большая часть учащихся, испытывающих трудности в работе с сочинением, стра-дает не оттого, что им нечего сказать, а оттого, что они не знают, как это сделать. Вот этому как и посвящена книга.

Русский язык - Сочинения, Изложения, Автор - Алексеева Т.В.

ПОПУЛЯРНЫЕ КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

НОВЫЕ КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика