Иван Сергеевич Тургенев - русский писатель-реалист, поэт и драматург.

Иван Сергеевич Тургенев  - русский писатель-реалист, поэт и драматург. Социальный реформатор, Тургенев занимал непростую позицию между старой гвардией царского правления и все более модным политическим радикализмом. Романы Тургенева были хотя и менее амбициозны, чем великие произведения его знаменитых современников Федора Достоевского и Льва Толстого, но он был одним из классиков русской литературы, внёсших огромный вклад в её развитие во второй половине XIX века. 

Иван Сергеевич Тургенев  - русский писатель-реалистИван Сергеевич Тургенев - русский писатель-реалист

Годы жизни - 9 ноября 1818 - 3 сентября 1883

Родившийся в богатой семье с поместьем в 5000 крепостных и получивший образование в Санкт-Петербурге и Германии, Тургенев в конце концов поселился в Париже, где подружился с французским романистом Гюставом Флобером. Он разделял во многом пессимистические политические настроения французского писателя, а также строгие эстетические принципы Флобера. Названный Генри Джеймсом "романистом романиста", Тургенев был автором редких, тщательно продуманных произведений, русских по тематике, но с привязанностью к западным политическим и социальным тенденциям. Ранний сборник рассказов Тургенева "Записки охотника" (1852) представлял собой ласковую, либерально настроенную картину крестьянства, помог просветить интеллигенцию о тяжелом положении русских крепостных и, как считается, способствовал их окончательному освобождению Александром II в 1861 году.

Самый известный роман Тургенева "Отцы и дети" (1862) является одним из самых важных произведений художественной литературы девятнадцатого века. Действие происходит в период социальных волнений, последовавших за поражением России в Крымской войне, центральный персонаж, Базаров, стал архетипом нигилиста девятнадцатого века (слово, впервые популяризированное Тургеневым) и был описан как "первый бреволюционер" в русской литературе. Тип персонажа был более полно реализован в произведениях Достоевского и Джозефа Конрада, а также в более поздней экзистенциальной фантастике.

Примечательно, что Тургенев изобразил неэффективность старшего поколения либеральных реформаторов как фон для подъема радикалов, для которых институты власти не поддавались реформированию. Подъем политического радикализма и насилия, кульминацией которого стала Русская революция, был предвиден в этой ранней работе.

Жизнь

Тургенев родился 9 ноября 1818 года в старой и богатой семье, которая владела большим поместьем в Орле, Россия. Его отец, Сергей Николаевич Тургенев, полковник кавалерийского полка, умер, когда ему было шестнадцать, оставив Тургенева и его брата Николая воспитываться под присмотром их жестокой матери, Варвары Петровны Лутовиновой, которая владела большими поместьями и множеством крепостных. После обычного школьного образования для ребенка из дворянской семьи Тургенев год учился в Московском университете, затем в Университете Санкт-Петербурга, изучая классику, русскую литературу ифилология. В конце концов, в 1838 году его отправили в Берлинский университет. Там его исследования были сосредоточены на философии Гегеля и истории. Тургенев был впечатлен более современным обществом, которое он увидел в Западной Европе, вернувшись домой убежденным "западником". Он верил, что Россия может улучшить себя, подражая Западу и отменив устаревшие институты, такие как крепостное право.

Ранние литературные попытки Тургенева, его стихи и очерки имели признаки гениальности, и о них благосклонно отзывался Белинский, в то время ведущий русский критик. В последние годы своей жизни Тургенев мало бывал в России; он жил либо в Баден-Бадене, либо в Париже, часто по соседству с семьей знаменитой певицы Полин Виардо, к которой автор питал горячее, пожизненное восхищение. Его ухаживания были отвергнуты, но Тургенев стал другом семьи. Тургенев никогда не был женат, хотя у него была дочь от одного из крепостных его семьи. Высокий и широкоплечий, Тургенев отличался робостью, сдержанностью и мягким голосом. Его ближайшим литературным другом был Гюстав Флобер. Тургенев иногда посещал Англию, и в 1879 году Оксфордский университет присвоил ему степень доктора философии. Он умер в Буживале, недалеко от Парижа, 4 сентября 1883 года.

Ранняя карьера

Тургенев сделал себе имя благодаря "Записки охотника ", также известным как "Наброски из альбома охотника" или "Записки охотника". Основанная на собственных наблюдениях автора во время охоты на птиц и зайцев в имении его матери в Спасском, работа появилась в собранном виде в 1852 году. Как писатель, Тургенев преуспел в описании, особенно пейзажа. Его не интересовали сложные психологические портреты других великих русских романистов девятнадцатого века, Льва Толстого и Федора Достоевского. Его талант заключался не в этом направлении, а в его способности вызвать настроение и нарисовать словесный портрет русской сельской местности. Его стиль письма был уникальным. Он вел записную книжку с описаниями, которые он помещал в соответствующие места в своих романах. На самом деле он не считал себя романистом, и его романы были довольно скудными по сравнению с большинством русских романов девятнадцатого века. Он также написал много коротких рассказов. Его романы, как и рассказы, были основаны на довольно простых сюжетах, более близких к драме, чем большинство романов, с меньшим количеством персонажей и подзаголовков.

В 1852 году, после публикации своих очерков, он написал печально известный некролог своему кумиру Николаю Гоголю в "Санкт-Петербургских ведомостях".Ключевой отрывок гласит: “Гоголь мертв!…какое русское сердце не потрясено этими тремя словами? ... Он ушел, тот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, называть великим ”. По причинам, известным только цензорам, его публикация была запрещена, и молодой писатель попал в тюрьму на месяц. После этого он был вынужден отправиться в ссылку в свое поместье почти на два года.

Его роман "Рудин" важен не из-за его художественных достоинств, а потому, что в нем рассказывается история так называемых людей 1840-х годов, поколения российских либералов, которые выступали против авторитарного режима архиконсервативного царя Николая I, но в целом были слабыми и неэффективными в своей оппозиции. Это породило тип персонажа, который будет популяризирован в некоторых русских романах девятнадцатого века, - "лишнего человека". Этот персонаж идеалист, но не способен на какие-либо позитивные изменения. Рудин - хороший пример. Он уже немолод, но в 35 лет все еще цепляется за свои идеалы, но не может действовать в соответствии с ними. То, что могло бы показаться благородным для студента, выглядит немного нелепо у мужчины средних лет. Когда Наташа, молодая женщина, вдохновляется его мечтами и предлагает сбежать с ним, он не может собраться с духом, чтобы действовать, предпочитая оставаться наедине со своими идеалами.

Его следующей работой было "Дворянское гнездо"  в 1859 году, а в следующем году последовала повесть "Накануне", в которой есть еще один его прекрасный женский персонаж, Елена. В целом женские персонажи Тургенева более благородны и решительны, чем мужские. Накануне (реформы) изобразил болгарского революционера Дмитрия, продолжая интерес Тургенева к социальным и политическим темам, которые сделали его довольно популярным в свое время.

Отцы и дети

В 1862 году был опубликован его лучший и самый успешный роман "Отцы и дети ". Роман затрагивает социальные темы современности, но, как следует из названия, он построен вокруг разрыва поколений между двумя братьями, обоими "мужчинами 40-х" и двумя представителями новой радикальной интеллигенции, или "мужчинами 60-х". Аркадий Кирсанов - сын зажиточного помещика, который приглашает своего друга Базарова провести лето с ним в его родовом поместье. Это приводит к серии встреч с отцом Аркадия и особенно с его дядей Павлом. Базаров - нигилист, чьи идеи вызывают бурный отклик у Павла. По большей части Базаров более умен и берет верх над Павлом, что приводит к жарким перепалкам. Когда Павел подозревает Базарова в попытке соблазнить любовницу своего брата и вызывает его на дуэль, он слегка уязвлен, но его самолюбие получает более серьезный удар. Однако, хотя Базаров легко побеждает Павла, не исповедуя никаких других верований, кроме науки, отвергая либеральную культуру, он, тем не менее, влюбляется в мадам Одинцову. Она отвергает его, и, убитый горем, он позволяет себе уйти. Если не перевязать рану, нанесенную при вскрытии трупа, в его рану попадает инфекция, и он умирает. Многие называют Базарова одним из лучших персонажей романа девятнадцатого века, но он не был принят молодым поколением, которое считало, что Тургенев насмехается над ними. Более консервативные читатели Тургенева не оценили его обращения с Павлом. Они видели в нем карикатуру на свой романтический идеализм. Язвительная критика, особенно со стороны молодых радикалов, разочаровала Тургенева, и в последующие годы после "Отцов и сыновей" он написал очень мало.

Дальнейшая карьера

Поздние романы Тургенева, с их устаревшим языком и высокопарными ситуациями, считаются неполноценными по сравнению с его более ранними работами. "Дым " был опубликован в 1867 году, а его последняя сколько-нибудь объемная работа "Новь" была опубликована в 1877 году. Помимо его более длинных рассказов, было создано много более коротких, некоторые из них очень красивы и полны тонкого психологического анализа, такие как "Весенние потоки ", "Первая любовь", "Ася" и другие. Позже они были собраны в три тома. Его последними произведениями были "Стихи в прозе" и "Клара Милич", появившиеся в "Европейском вестнике". Тургенев считается одним из великих романистов викторианской эпохи, его ставят в один ряд с Теккереем, Готорном и Генри Джеймсом. Меланхолический тон пронизывает его произведения, передавая тон утраченных идеалов и слабости.

 

Библиография

Романы

Рудин (1855)

Дворянское гнездо (1858)

Накануне (1860)

Отцы и дети (1862)

Дым (1867)

Новь (1877)

Повести и рассказы

Андрей Колосов (1844)

Три портрета (1845)

Жид (1846)

Бретёр (1847)

Петушков (1848)

Дневник лишнего человека (1849)

Муму (1852)

Постоялый двор (1852)

Записки охотника (сборник рассказов) (1852)

Яков Пасынков (1855)

Фауст (1855)

Затишье (1856)

Поездка в Полесье (1857)

Ася (1858)

Первая любовь (1860)

Призраки (1864)

Бригадир (1866)

Несчастная (1868)

Странная история (1870)

Степной король Лир (1870)

Собака (1870)

Стук… стук… стук!.. (1871)

Вешние воды (1872)

Пунин и Бабурин (1874)

Часы (1876)

Сон (1877)

Рассказ отца Алексея (1877)

Песнь торжествующей любви (1881)

Собственная господская контора (1881)

Пьесы

Где тонко, там и рвётся (1848)

Нахлебник (1848)

Завтрак у предводителя (1849)

Холостяк (1849)

Месяц в деревне (1850)

Провинциалка (1851)

Экранизации произведений, театральные постановки

Список экранизаций на Кинопоиске.

Наиболее известные экранизации:

Бежин луг (СССР, 1937) реж. Сергей Эйзенштейн

Отцы и дети (СССР, 1958) реж. Адольф Бергункер, Наталья Рашевская

Дворянское гнездо (СССР, 1969) реж. Андрей Кончаловский

Рудин (СССР, 1976) реж. Константин Воинов

Вешние воды (Франция, Великобритания, Италия, 1989) реж. Ежи Сколимовский

Му-Му (Россия, 1998) реж. Юрий Грымов

Еще по теме - "Знаменитые люди"

 
Яндекс.Метрика