Белорусская масленица-полизуха, сыр и масло полизала

Пожалуй, ни один другой белорусский календарный праздник не имеет такого большого количества местных вариантов, как Масленица. К тому же, празднования в разных частях страны и даже названия праздника могут быть друг к другу совершенно непохожи.Белорусская масленица

В этом году все христианские конфессии празднуют Масленицу почти в одно время. 28 февраля католики отметили жирный четверг, а 6 марта, в Пепельную среду, у них начинается Великий Пост. У православных Масленичная неделя длится с 4 по 10 марта и завершается наибольшими торжествами в воскресенье.

В белорусском традиционном календаре Масленица занимает место между зимним и весенним календарными циклами, это одновременно и проводы зимы, и встреча весны. Тема календарного перехода является одной из основных в символике праздника наряду с темами почитания предков, стимуляции плодородия культурных растений, фертильности человека и животных.

Масленица-подвижный праздник, может приходиться на разные даты. Дни празднования рассчитываются так: у православных восьмая неделя перед Пасхой, у католиков из четверга на восьмой неделе до вторника на седьмой неделе перед Пасхой. В местных традициях продолжительность празднований может отличаться от церковной или церковно-канонической. В некоторых белорусских деревнях этот праздник вообще не отмечали. Масленица может приходиться на период с 3 февраля по 14 марта.

Пожалуй, ни один другой белорусский календарный праздник не имеет такого большого количества местных вариантов, как Масленица. К тому же, празднования в разных частях страны могут быть друг к другу совершенно непохожи. Различаются и местные названия праздника. В некоторых районах на вопрос «как у вас праздновали Масленицу?» в ответ можно услышать «такого праздника не знаю». Зато вам охотно расскажут про Запусты, заклинание или Папелец. Отдельно выделяли четверг на Масленичной неделе: его могли называть кривой (соответствует значению «сакральный»), жирный, широкий. Также встречались названия вроде Волоссе, Влассе, Влас, Авлас, которые могли обозначать не только масленичный четверг, а и целую неделю. 

Общие черты Масленицы, характерные для всей Беларуси, конечно, есть: это потребление молочных продуктов и блинов, катания на лошадях, на карусели-«вертушки», с горок, гостьи у родственников и соседей, пение песен (в каждой местности отличительных). Сплошное веселое настроение! Правда, все это было актуально для деревень и только до 1980-х годов. Современные домашние празднования Масленицы и в деревне, и в городе обычно ограничиваются выпеканием блинов, накрыванием обильного стола и хождением в гости.

О чем поется в масленках

Среди масленичных песен (иногда их называют «масленки») выделяются обращенные к самому образу праздника. Они часто начинаются с призыва («Масленица, дорогая», «а ты, Масленица-полизуха», «а ты, Масленица, белый сыр», «а ты Масленка каузуха, протянись к духу», «почему у тебя Маслянка не семь воскресений») или из описания праздничных реалий («Мы Масленицу дожидали», «Мы Маслянку встречали», «на святую Масляницу до вылетала ластовица»). Масленица в обращенных к ней песнях изображается как любимый и долгожданный праздник. Выражается сожаление о малой продолжительности праздничного периода, Масленица выступает как предвестница поста, голодного времени.

Среди масленок много произведений на любовно-супружескую и семейно-бытовую тематику. Поэтизируется забота молодежи о создании семьи. Один из самых распространенных сюжетов «Ласточка бросает масло, девушка топит его и поит парня» (используя масло как приворотное зелье или средство повышения потенции). Встречаются познавательные сюжеты из жизни: «мать не пускает дочь на улицу, девка собирается замуж, как идти замуж за старика и как за молодого (ровницу), как идти замуж за нелюбимого, парни делят девок, парни подрались за девку, парень гадает, или изменяет ему девушка, социальное неравенство парня и девки». В некоторых песнях сюжет явно более драматичен, чем жизненные реалии: «парень плачет по девке, парень обманом женился на девке» 

По своей образности масленичные любовно-брачные песни близки к свадебным. Парень сравнивается с Луной, селезнем, а девушка — со звездой, уткой, цветком. Девичество символизирует вишенку, виноград, морковка. Возникает образ Дунай-реки, разливающейся на пути у свадебного поезда.

В семейно-бытовых масленичных песнях чаще всего поется о трудностях и бедах замужней женщины. Много текстов показывают нам сложности адаптации молодой жены в семье мужа. Это сюжеты «свекровь или свекр шлет невестку за водой ночью», «свекровь велела работать в воскресенье», «молодка битая за то, что качалась на качелях с девками», «свекровь наговорила на невестку сыну и тот убил жену» ... на удивление мало песен повествует о трудностях семейной жизни с пьяницей. Хозяйственные заботы молодой женщины нашли отражение в песенном сюжете «молодка не умеет ткать» и в песнях-заклинаниях типа: «Зародись, мой лен долги». В таких песнях обычно нет упоминаний о наличии ребенка у женщины, скорее всего, повествуется о первом годе замужества, переход в статус семейной женщины не завершен, молодой жене еще хочется гулять на улице с незамужними девушками.

Масленица без сжигания чучела

Масленица - сжигание чучела

Сожженное чучело-пожалуй, непременный атрибут Масленицы в современной массовой культуре, наряду с блинами. В белорусских деревнях чучело жгли, но могли делать это и на другие календарные праздники (Купалье, Русалье). 

До 1950-х годов, когда через систему учреждений культуры распространились стандартные методические пособия со сценариями праздников, сделанных на основе проявлений русской традиционной культуры, сведений о сжигании чучела именно на Масленицу в Беларуси немного. Свидетельства об этом происходят с востока страны. В масленичном костре могли сжечь также старые вещи: одежду, лапти, кола, костру, истлевшую солому. 

Чучело же в некоторых деревнях «хоронили» (закапывали в землю или снег, забросали соломой). Масленичные игровые захоронения-яркая особенность северо-восточной Беларуси. Такая игра сохранилась в Городокском районе. В масленичный понедельник там производят куклу Деда, о котором говорят, что он «костей подавился» (раньше на Масленичной неделе уже не ели мясо, разрешались только молочные продукты). Ранее в понедельник после Масленицы делали куклу Бабы, которая якобы «подавилась сырницей» (после Масленицы наступает Великий Пост, когда нельзя есть продуктов животного происхождения). 

 

По "покойникам" рыдают, как на настоящем похоронах, но сквозь слезы слышен смех. Рассказывают об эротических приключениях деда, который якобы и после смерти не утратил своих мужских качеств. В подтверждение шевелится морковина, прикрепленная у куклы меж ног. Производя Бабу, женщины подчеркивают ее женские атрибуты: большая грудь. К участию в этих «похоронах» допускались только замужние женщины. Исключение, правда, делалось для гармониста.

 

Женские празднования, на которых не разрешалось присутствовать молодежи и мужчинам, наиболее характерны для Масленицы в Западной и Центральной Беларуси. Закрытые застолья в складчину устраивали и католички, и православные женщины. Обычно такие банкеты проходили в последний четверг перед Великим постом и назывались «Волосье» («Влассе», «(бабский) Влас», «Авлас») по имени Святого Власа и, возможно, языческого покровителя домашних животных Велеса, праздники которых выпадали на это время.

 

 
Яндекс.Метрика