Глобальная география (Гладкий, Лавров) 2009
Скачать учебник

Назначение: Профильное обучение 10-11 классы
© Издательство: "Дрофа" Москва 2009
Авторство: Гладкий Ю.Н. Лавров С.Б.
Формат: PDF, Размер файла: 29.5 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. СОВРЕМЕННЫЙ ЛИК ЗЕМЛИ
урок 1. Что изучает глобальная география
Глобализация как понятие.
Как связаны между собой глобальная география и глобалистика?
Глобализация и регионализация мира.
урок 2. Глобалистика и география
Глобалистика: термин и содержание.
Классификация глобальных проблем.
Взаимосвязь глобальных проблем.
Первые шаги человека в освоении планеты.
Стремительное изменение лика Земли.
Освоение новых территорий.
Культурные ландшафты.
урок 4. География человечества
Динамика численности этносов, говорящих на языках, главенствующих в мире.
урок 5. География культур и цивилизаций
Многоцветный мир народов.
Как сосчитать цивилизации?
География религий. Христианство.
Распространение буддизма.
Локализация национальных религий.
урок 6. Дискуссия на тему «Мировая и национальная культура»
урок 7. Политическая анатомия мира
Формирование политической карты: ретроспектива.
Понятие о качественных и количественных сдвигах на политической карте.
Территория и формы организации государства.
Региональная дифференциация мира.
Конец биполярного мира и концепция мондиализ- ма .
Концепция евразийства.
у р о к 8. Экономическая дифференциация мира
Роль международного разделения труда.
Внешнеэкономические связи.
Роль денег во внешнеэкономических связях.
Внешняя торговля.
Зачем нужна России Всемирная торговая организация (ВТО)?
урок 9. Обобщающий урок
Раздел II. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА урок ю. Демографическая проблема
Развитые и слаборазвитые страны: причины демографических различий.
урок 11. Север-Юг: проблема отсталости
Отсталость и географическая среда.
Каков ВВП на душу населения в России?
Внешняя задолженность как фактор отсталости.
География отсталости.
урок 12. Продовольственная проблема
Источники питания в прошлом и сейчас.
Голод и здоровье человечества.
Причины голода.
урок 13. Энергетическая проблема
Постановка проблемы.
Альтернативные источники энергии.
урок и. Дискуссия на тему «Энергетическая проблема»
урок 15. Сырьевая проблема
Истощение земных недр.
урок 16. Проблемы Мирового океана
Освоение биологических ресурсов океана.
Освоение минеральных ресурсов океана.
Использование энергии океана.
урок 17. Глобальный этнический кризис
Конфликтообразующие факторы и их географическая интерпретация.
Движение наций к самоопределению и стремление к образованию супернаций.
«Старение» наций и дестабилизация межэтнических отношений.
Россия и глобальный этнический кризис.
у р о к 18. Региональные конфликты
Региональные конфликты на территории бывшего СССР.
у р о к 19. Проблема преступности
Проблема суицида.
у р о к 20. Проблема стихийных бедствий
Землетрясения.
Речные наводнения и извержения вулканов.
Роль мирового сообщества в борьбе с природными катастрофами.
у р о к 21. Антропогенные катастрофы
Крупнейшая техногенная катастрофа нашего времени
у р о к 22. Проблема здоровья человека
Постановка проблемы.
Нозогеография.
География инфекционных болезней (эпидемиологическая география).
Распространение злокачественных новообразований.
у р о к 23. Проблема урбанизации
Региональные особенности урбанизации.
у р о к 24. Кризис духовных ценностей
Какая красота спасет мир?
у р о к 25. Проблема исследования космоса
Суть проблемы.
Раздел III. ГЕОЭКОЛОГИЯ - ФОКУС ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
урок 27. Биосфера как планетарная организация жизни
Живое вещество биосферы и его функции.
Единый глобальный биогеохимический круговорот элементов.
Гибель биосферы.
урок 28. Техногенез: понятие и проявления
Понятие о техногенезе.
Экспоненциальный рост техногенной нагрузки на среду.
урок 29. Глобальная экология
Геоэкология и глобальная экология.
Оценка экологической обстановки.
у р о к зо. Геоэкология атмосферы
Загрязнение атмосферы.
Контраргументы
Истончение озонового слоя атмосферы.
у р о к з 1. Глобадьный климат и Киотское соглашение
урок 32. Геоэкология гидросферы
Вода, ее круговорот и роль в биосфере.
Очистка и обезвреживание сточных вод.
у р о к зз. Геоэкология почв
Роль почв в развитии живой природы.
у р о к 34. Социальная экология
Социальная экология: специфика.
Экология и политика.
Экология и «государственный эгоизм».
Заключение
Скачать книгу - Глобальная география (Гладкий, Лавров) 2009 года
СКАЧАТЬ PDF
бор и др. Гербициды и пестициды (по крайней мере многие из них) включаются в экологические цепочки, переходят из почвы и воды в растения, затем в животных и птиц, а в конечном счете попадают с пищей в организм человека.
В мире растет движение против применения гербицидов и пестицидов. Высказывается мнение, что химические средства борьбы изжили себя, что их следует заменить на биологические, поскольку их использование отрицательно влияет на экосистемы любого уровня.
Однако загрязнение почв не ограничивается применением гербицидов и пестицидов. Человек разрабатывает и рассеивает по Земле огромную массу металлов, которые, переходя в дисперсное состояние, вступают в интенсивную миграцию, вторично аккумулируются в верхнем почвенном слое.
Одним из результатов техногенной миграции элементов является постепенное «ожелезнение» земной поверхности. Ежегодно выплавляется около 0,8 млрд т железа, причем необратимые потери железа вследствие коррозии и истирания достигают г/5 всего количества. Установлено, что техногенное поступление железа на порядок выше биогенного. Излишнее ожелезнение почв приводит к связыванию органических кислот в малоподвижные комплексы, влияя тем самым на процессы почвообразования.
К числу наиболее опасных загрязнителей почв относятся свинец, ртуть и их соединения. До последнего времени соединения свинца широко использовались в мире как антидетонационные добавки к бензину, а автотранспорт являлся едва ли не главным источником свинцового загрязнения природной среды. (В последние годы в ведущих странах мира отказались от использования свинца в качестве антидетонационных добавок.)
Ртуть поступает в окружающую среду при использовании ртутьсодержащих пестицидов, с отходами целлюлозно-бумажной промышленности, при производстве соды и хлора, когда в технологии используют ртутные электроды. Массовыми источниками загрязнения почв медью являются предприятия цветной металлургии. Загрязнение почв цинком происходит за счет промышленной пыли из рудников и применения суперфосфатных 308
удобрений, в состав которых входит цинк. Повышение количества меди и цинка в почвах сверх нормы губительно для растений, приводит к замедлению их роста и снижению урожайности. Из других металлов-загрязни- телей можно отметить марганец, никель, алюминий.
Наконец, весьма опасными загрязнителями почв являются радиоактивные элементы. Они интенсивно накапливались в прошлом (выпадение осадков после ядер- ных испытаний) и накапливаются сегодня (транспортировка жидких и твердых отходов атомной промышленности). Повышенную опасность таят в себе аварии на АЭС. Радиоактивные изотопы попадают из почв в растения и организмы животных и человека, накапливаясь в определенных тканях и органах (908г — в костях и зубах, 1372в — в мышцах, 1311 — в щитовидной железе и т. д.).
Деградация почв и снижение их плодородия тесно связаны с процессами опустынивания в современном мире (рис. 77). Различают две формы опустынивания: дезертификацию — расширение ареала пустыни и дезертизацию — углубление процесса опустынивания. Важно помнить, что опустынивание не обязательно ассоциируется с засушливыми регионами: в отдельных случаях оно
Рис. 77. Растущее опустынивание Земли
может происходить и на переувлажненных территориях. Все зависит от того, что следует понимать под опустыниванием — уменьшение или потерю биологического потенциала территории, потерю сплошного растительного покрова и т. д.
Почти треть всей суши Земли занимают пустынные и полупустынные районы, где проживает, свыше 15% населения ЗеМйи.хВ начале XXI в. общая площадь антропогенных пустынь составляла, по разным оценкам, от 11 до 13 млн км2. Кроме того, под угрозой опустынивания находится еще по крайней мере 30 млн км2 земель.
Один из наиболее тревожных экологических феноменов современности — прогрессирующее опустынивание в Сахеле (контактной зоне пустыни Сахары и саванны). Никогда прежде темпы продвижения Сахары на юг не были столь стремительными.
Все сказанное выше обусловливает огромную важность вопросов охраны и воспроизводства почв на планете. Система различных мер, практикуемых в мире и направленных на сохранение почвенного покрова Земли, включает:
— защиту почв от эрозии (предупреждение появления любых эрозионных процессов не только на уже пострадавших почвах, но и на тех, которым они угрожают в будущем);
— защиту почв от химического, физического, биологического, механического загрязнений;
— предотвращение засоления и заболачивания почв;
— защиту почв от оползней, селевых потоков и т. д.;
— борьбу с процессами опустынивания;
— мелиорацию земель;
— рекультивацию земель, т. е. комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности нарушенных земель, и др.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Каковы основные причины деградации и потерь пахотных земель в мире; в России; в вашем регионе?
2. Что представляют собой так называемые экологически чистые сельскохозяйственные продукты?
3. Найдите на карте Сахель — подвижную биоклиматическую зону между Сахарой и саванной. Какие существуют взгляды
на причины прогрессирующего опустынивания Сахельских стран?
4. Проверьте, как вы усвоили значение следующих терминов и понятий: гербициды; пестициды; бактерициды; дезертификация; дезертизация.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
• Григорьев Ал. А., Кондратьев К. Я. Экодинамика и геополитика. Т. 1: Глобальные проблемы. — СПб., 1999.
• Добродеев О. П„ Зубов В. И. Введение в экологию экосферы, — М., 1999. >
• Исаченко А. Г. Экологическая география России. — СПб., 2001.
• Исаченко А. Г. Введение в экологическую географию. — СПб., 2003.
• Кондратьев К. Я. Ключевые проблемы глобальной экологии. // Итоги науки и техники. — 1990. — Т. 9.
у р о к 34. Социальная экология
Социальная экология: специфика. Социальная экология (или социоэкология) — научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения общества со средой, его окружающей. Ее отличительная особенность в том, что она концентрирует внимание на экологии человеческой личности, отдельных социальных групп и целых народов (этносов), социально-психологических и этологических отношениях людей между собой и т. д. Иногда говорят, что социоэкология — это сплав экологии человека, социологии и социальной психологии.
Несмотря на то что терминология в данной области не вполне устоялась, социальная экология — признанное во всем мире научное направление. Подобного статуса в системе наук она добилась благодаря устранению биологического детерминизма при определении своего предмета. Этому способствовала перемена в понимании того, что экология — не только естественная, но и гуманитарная наука.
Принято считать, что объектом изучения социальной экологии являются социоэкосистемы различного иерархического уровня. Совершенно очевидно, что наиболее крупной, глобальной социоэкосистемой является систе-
ма «общество — природа», включающая в себя биосферу и человеческое общество с результатами его деятельности. Такая система возникла не сразу. Миллиарды лет геосфера Земли представляла собой абиотическую геосистему, в которой круговорот веществ происходил в виде взаимосвязанных физических и химических процессов.
После возникновения жизни она трансформировалась в глобальную экосистему — биосферу, состоящую уже из двух взаимодействующих подсистем: природной неживой (абиотической) и природной живой (биотической). Круговорот веществ и энергетический обмен в этой новой системе существенно видоизменились вследствие жизнедеятельности организмов.
Когда человеческое общество достигло определенного уровня развития и превратилось в силу, способную влиять на круговорот веществ и энергетический обмен в биосфере, глобальная экосистема трансформировалась в глобальную социоэкосистему. Отсюда следует, что глобальная экосистема не всегда представляла собой социоэкосистему.
Среда человека и ее качество. Под окружающей человека средой чаще всего подразумевается совокупность условий и влияний. Если окружающую среду понимать широко, то к ней можно отнести многое: и планету Земля, и атмосферу, и даже космическое пространство. Иными словами, жизненная среда охватывает совокупность физических, химических и биологических образований, а также социальных факторов, которые могут прямо или косвенно, мгновенно или долговременно влиять на все живые существа и деятельность людей.
Однако в литературе по социальной экологии сложилось более «удобное» и, может быть, менее «наукообразное» определение среды человека — совокупность естественных условий и общественных творений, в которых человек живет как природное и общественное существо.
Таким образом, среда человека имеет две взаимосвязанные части: естественную (природную) и общественную. Составными элементами первой являются атмосфера, гидросфера, литосфера, растения, животные, микроорганизмы, с которыми человек связан не только физически, но и духовно. Составными же элементами второй 312
части среды служат общество, общественные процессы и формирования, благодаря которым человек реализует себя как общественное существо.
При этом между природным и общественным компонентами жизненной среды человека существует диалектическая взаимосвязь. Она проявляется как во влиянии общественного компонента на природный, так и наоборот. Подобная взаимосвязь становится особенно очевидной при нарушении (деградации) одного из компонентов. В этом проявляется действие одного из «неписаных» законов экологии: деградация одного компонента раньше или позже ведет к деградации другого.
Одним из ключевых понятий в социальной экологии является «качество среды». Как известно, обывательское представление о качестве среды жизни часто имеет мало отношения к социальной экологии, поскольку игнорирует вопрос об экологическом равновесии. Между тем подобного равновесия можно достичь, если при освоении природы в процессе производства исходить из осознания ограниченности возможности биосферы, т. е. существования невозобновляемых ресурсов, без которых жизнь людей становится невозможной.
Не следует забывать о том, что понятие «качество среды» ассоциируется с качеством не только природной, но и общественной среды. Между тем качество последней в литературе исследовано явно недостаточно, хотя «загрязнение» общественной среды не менее опасно, чем загрязнение природной. В конце XX в. многие миллионы людей страдают от кризиса нравственных устоев, неуверенности, ощущения постоянной зажатости, неудовлетворенности самой жизнью и т. п.
Экология и политика. С массового осознания экологического императива началась резкая политизация экологических проблем и движений, чему содействовал алармистский настрой первых моделей глобального развития.
Реальные угрозы, связанные с тревожными изменениями окружающей среды, в тех или иных сочетаниях касались всех регионов мира. Для развитых стран наибольшую опасность представляли промышленное загрязнение атмосферы и воды, радиационная опасность от АЭС и испытаний ядерного оружия, трансграничный
перенос загрязнения, экологическая ситуация в крупных городах и урбанизированных районах. А для развивающихся стран были актуальны опустынивание и обезлесение, алчное расхищение природных ресурсов, дефицит пресной воды и топлива, болезни и голод.
Следует особо отметить, что во второй половине XX в. ни капиталистические, ни социалистические страны не решили названных проблем. Разница (и очень существенная) состояла лишь в том, что государства с развитой рыночной экономикой начали раньше реагировать на изменившуюся ситуацию, тогда как социалистические страны, казалось бы, располагавшие в тот момент достаточными средствами и рычагами управления, сильно запоздали с принятием нужных мер, уповая на то, что плановое хозяйство чуть ли не автоматически снимет экологическую угрозу (рис. 78).
Именно развитые страны Западной Европы и Япония, где ограниченность территории и высокая «плотность» техногенного давления создавали особо напряженную экологическую ситуацию, первыми приняли экологическое законодательство. Именно здесь появились «зеленые движения», позже переросшие в партии
Франция Нидерланды Великобритания Швеция Германия 19100 5400 25 000 3300 40 000
Австрия Япония Швейцария США Дания
2900 48 700 3200 180 000 2800
Рис. 78. Частные и государственные ассигнования на охрану окружающей среды, % от ВВП, млн долл. (2002 г.)
зеленых, которые конце XX в. вошли в состав некоторых парламентов и в Европарламент. Соединение экологических лозунгов с борьбой против ракетно-ядерного оружия усилило их популярность. Именно под их давлением были инициированы первые серьезные экологические мероприятия правительств.
Именно так складывалась в мире государственно-монополистическая экологическая политика, выразившаяся в:
— росте расходов государств и монополий на экологические цели (в начале XXI в. в большинстве стран «большой семерки» они составляли не менее 1,5% ВВП);
— создании во всех развитых и многих развивающихся странах министерств охраны окружающей среды (СССР был лишь 129-й страной мира, создавшей такое министерство);
— принятии государственных экологических программ и целого комплекса законов по окружающей среде;
— образовании в наиболее развитых странах крупных эколого-индустриальных комплексов («экобизнес»), куда вошли крупнейшие монополии, наладившие производство очистного оборудования, и т. д.
Все это принесло позитивные результаты. Например, в ФРГ, одной из наиболее прогрессивных стран в области экологии, достигнуто серьезное оздоровление экологической обстановки на сверхплотно заселенной и застроенной территории, где сосредоточены традиционно «грязные» производства (нефтехимия, угольно-металлургический комплекс, 19 АЭС и т. д.). Рейн перестал быть «сточной канавой» Европы: биологическую очистку проходят более 90% сбрасываемых туда вод. Проведена модернизация угольных электростанций, шахт, металлургических и химических заводов в Рурском промышленном районе. Большие успехи достигнуты в регенерации сырья.
Экология и «государственный эгоизм». Сегодня никто из числа здравомыслящих ученых и политиков уже не ставит под сомнение наличие экологических проблем глобального значения, равно как и бесперспективность продолжения прежнего (технократического) пути развития общества. Вопрос в другом: как прийти к согласованным действиям, пересилив «локальные» государственные устремления?
Можно дискутировать о многозначности термина «экологический эгоизм» (или «государственный эгоизм в экологической сфере»), прежде всего применительно к слаборазвитым странам, однако в любом случае дефицит материальных ресурсов, нищета, равно как и несовершенство технологии в начале XXI в., не могут служить оправданием продолжающегося разрушения экологических систем. В этом смысле и кислотные дожди на востоке Северной Америки и в Западной Европе, и трагедия Чернобыля, и деградация амазонской сельвы, и на-рушение природного равновесия в Персидском заливе в результате войны 1993 г. — есть суть проявления одного и того же экологического эгоизма. Столь широкая его трактовка оправдывается полным осознанием правительствами и общественностью разных стран надвигавшихся экологических бед и их тяжелых последствий (рис. 79).
Рис. 79. Трансграничное движение 8О2 в Европе (по М. Русеву)
Было бы неверно сводить экологическое движение в современном мире лишь к национальным усилиям и недооценивать природоохранное сотрудничество в глобальном масштабе. Еще в 1972 г. в рамках ООН была учреждена межправительственная организация «Программа ООН по окружающей среде» (ЮНЕП), которая пыталась развернуть свою деятельность в координации с рядом специализированных учреждений ООН и других организаций (ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ, ФАО, ЮНИДО, МАГАТЭ и др.). По ее инициативе и под ее эгидой прошли два десятилетия природоохранного сотрудничества в системе ООН. Реальными стали мероприятия по созданию глобальной системы мониторинга окружающей среды, выявлению потенциально токсичных химических веществ, по программам образования в области экологии и здравоохранения. Кроме того, процесс гармонизации в решении экологических проблем развивался на региональном и субрегиональном уровнях.
Однако большинство принимавшихся до последнего времени международных соглашений (за исключением Киотского соглашения 1997 г.), по существу, не затрагивали сколько-нибудь глубоко внутреннюю политику государств в данной области. Выполнение ими взятых на себя «экологических» обязательств вовсе не требовало реорганизации их хозяйственной деятельности. В результате между понятиями «экологический эгоизм» и «экологическое преступление», несомненно, родственных по содержанию, продолжала сохраняться огромная дистанция.
Только в последние годы были приняты документы качественно нового характера, обязывающие государства перестроить соответствующие отрасли промышленности. Среди них: Европейская конвенция о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха на большие расстояния, Конвенция по защите озонового слоя, двусторонние соглашения между США и Канадой, США и Японией о регулировании вопросов трансграничного загрязнения. Нахождение «экологических компромиссов» наблюдается сегодня главным образом между индустриально развитыми странами, способными направлять на охрану природной среды достаточно крупные ассигнования, впрочем, и их явно недостаточно.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какой смысл вы вкладываете в имеющееся в тексте выражение: «Этого статуса в системе наук она (социальная экология) добилась благодаря устранению биологического детерминизма при определении своего предмета»?
2. Что представляет собой международная научно-прогностическая организация Римский клуб? Какие отчеты этому клубу, кроме упомянутых в тексте, вы знаете?
3. Как бы вы прокомментировали известный лозунг из старых партийных документов: «Максимально удовлетворить растущие материальные и духовные потребности человека» с позиций социальной экологии?
4. Не могли бы вы заключительный сюжет темы «Экология и экологический эгоизм» подкрепить конкретными примерами из реальной жизни бывших республик единого СССР?
5. Что вы думаете о следующих словах из послания иерархов различных конфессий мира к Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992): «Планета Земля находится в такой опасности, в какой она не была никогда. С высокомерием и самонадеянностью человечество игнорирует законы Создателя, которые воплощены в Божественном природном порядке: обязанность каждого человека сегодня состоит в выборе между силами тьмы и справедливости. Мы должны поэтому изменить наши намерения и ценности и проявить уважение к высшим законам Божественной Природы»?
6. Проверьте, как вы усвоили значение следующих терминов и понятий: социоэкосистема; глобальная социоэкосистема; природные компоненты среды человека; общественные ком-поненты среды человека; экологический эгоизм.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
• Кондратьев К. Я. Ключевые проблемы глобальной экологии. // Итоги науки и техники. — 1990. — Т. 9.
• Косыгин Ю. А. Человек, Земля, Вселенная. — М., 1995.
• Кэри У. В поисках закономерностей развития Земли и Вселенной. — М., 1991.
• Маркович Д. Социальная экология. — М., 1991.
• Медоуз Д. За пределами роста. — М., 1994.
• Небел Б. Наука об окружающей среде: как устроен мир? — М., 1993.
• Перцик Е. Н. Среда человека: предвидимое будущее. — М., 1990.
• Петров К. М. Геоэкология. — СПб., 1994.
• Петров К. М. Общая экология. — СПб., 1997.
• Тейяр де Шарден П. Феномен человека. — М., 1987.
Заключение
Вы держите в руках учебное пособие, в котором изложены лишь общие представления о ключевых проблемах глобальной географии — науки, находящейся в процессе становления. Отчасти поэтому авторы не пытались (да и не могли!) осветить все вопросы ее фундаментальных основ. Они намеренно стремились к несколько упрощенным, но доходчивым формам подачи учебного материала.
Хочется надеяться, что дочитавшие пособие до этих слов разделят нашу убежденность в растущей день ото дня актуальности глобальной географии, в ее уникальных возможностях интегрировать естественнонаучный и общественно-гуманитарный подходы при решении (смягчении) проблем планеты Земля; согласятся с тем, что экология является подлинным фокусом всех глобальных проблем человечества и пренебрежительное отношение к ней ускорило бы вселенскую катастрофу; придут к осознанной необходимости пропагандировать везде идеи гло-бальной географии.
Все жители планеты сегодня должны сознавать, что в мире, где так много нужды и где окружающая среда ухудшается с каждым днем, невозможны здоровое общество и экономика. Конечно, экономическое развитие не может остановиться, но оно должно пойти по иному пути. Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития, а все государства мира обязаны ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления.
Люди имеют право на жизнь в гармонии с природой!
Учебник - 10КЛАСС-11КЛАСС, Уч-Год-2009, автор-учебник –Гладкий Ю.Н., автор-учебник – Лавров С.Б.