Экономическая и социальная география мира 10 класс (Гладкий, Лавров) 1991 год

Скачать книгу

 Экономическая и социальная география мира 10 класс (Гладкий, Лавров) 1991

Назначение: Учебник для 10 класса 

Данные о территориальном составе стран на картах приведены по состоянию на 1 декабря 1991 г. В учебнике использованы слайды С.Ф. Кулика, А.А. Ростовцева, фотохроники РИА «Новости», Международного общества просветительной информации (ISEI), Токио.

© "Просвещение" Москва 1991 

Авторство: Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. 

Формат: PDF Размер файла: 19.1 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.

Освоение человеком планеты Земля.

От древности до наших дней.

Современные масштабы освоения планеты.

Природные ресурсы.

Природные ресурсы и экономическое развитие.

Минеральные ресурсы.

Земельные ресурсы.

Ресурсы пресной воды.

Лесные ресурсы.

Ресурсы Мирового океана.

Другие виды ресурсов.

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

Население.

Численность населения и его воспроизводство.

Расовый и этнический состав.

Религиозный состав.

Трудовые ресурсы и занятость.

Размещение населения и формы расселения.

Миграции населения.

Политическая карта мира.

Формирование политической карты мира.

Типология стран.

Территория государства и государственный строй. Международные организации.

Политическая география.

Всемирное хозяйство.

Международное разделение труда и всемирное хозяйство.

Научно-техническая революция и размещение производительных сил.

Энергетика.

Обрабатывающая промышленность.

Сельское хозяйство.

Транспорт.

Международные экономические связи.

Региональная география.

Историко-географические регионы мира.

Социально-экономический прогресс и региональные различия.

развитые страны.

Социально-экономический прогресс и региональные различия.

развивающиеся страны.

Соединенные Штаты Америки.

Страны Западной Европы.

Страны Восточной Европы.

Страны Азии.

Япония.

Китайская Народная Республика.

Индия.

Канада и Австралия.

Страны Африки.

Страны Латинской Америки.

Экономическая интеграция стран.

Глобальные проблемы человечества.

Сохранение мира на Земле.

Экологическая проблема.

Демографическая проблема.

Продовольственная проблема.

Энергетическая и сырьевая проблема.

Преодоление отсталости развивающихся стран.

Проблемы Мирового океана.

Приложения..

 

Скачать книгу - Экономическая и социальная география мира 10 класс (Гладкий, Лавров) 1991 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 Предисловие

Мир, в котором мы живем, тесно взаимосвязан и взаимозависим. Все мы сосуществуем на одной и не очень большой планете, которую по частям изучать чрезвычайно трудно. Вот почему в этом учебнике речь пойдет о географии всего мира, включая и СССР. Согласитесь, что обойтись без нашей страны, осо¬бенно при характеристике проблем, волнующих все человечество,— не¬возможно.

Курс экономической и социаль¬ной географии мира даст вам совре-менное видение целостного и недели¬мого мира, представление о его природных ресурсах и населении, о мировом хозяйстве и тенденциях его развития в условиях научно- технической революции, понимание наиболее актуальных проблем со¬временности. Вы познакомитесь со многими новыми географическими, экономическими, социологически-ми1, демографическими и другими понятиями и терминами, знание которых необходимо каждому обра¬зованному человеку.

Экономическая и социальная гео¬графия мира — это общественная географическая наука, изучающая

'Социология — наука об обществе, о поведении людей.

территориальную организацию че¬ловеческого общества. Поскольку экономическая и социальная геогра¬фия сочетает в себе элементы геогра¬фии, экономики и социологии, она широко использует не только геогра¬фические, но и экономические, соци¬ологические методы исследования.

Любая наука не стоит на месте. Сильно изменилась за последние десятилетия и экономическая гео¬графия, которая стала называться социальной и экономической. Дело в том, что экономическое и социаль¬ное неразрывно связаны между со¬бой. Ведь производство работает не длд производства, а для нужд лю¬дей, для обеспечения их материаль¬ных и духовных потребностей. И са¬мо производство в эпоху научно- технической революции сильнейшим образом зависит от того, каков обра¬зовательный уровень людей, стоя¬щих у станка или компьютера, работающих в лаборатории или на поле. Оно зависит от того, в каких условиях живет человек, какова окружающая его среда, условия отдыха. Нельзя рассматривать хо-зяйство без людей — основной про¬изводительной силы, без человече¬ского фактора. Вот почему экономи¬ческая география, обогатившись социальными подходами и поставив человека в центр внимания, «пород¬нилась» с социальной географией.

Любая страна, любой народ вно¬сят свой вклад в мировую экономи-ку, науку, культуру. Так, маленькие Нидерланды стали сельскохозяйст¬венной державой первого «ранга», крупным экспортером продуктов пи¬тания. Япония создала весьма эф¬фективную систему образования и научных исследований, что во мно¬гом объясняет ее выход на передо¬вые рубежи в экономике мира. Изу-чение передового опыта зарубежных стран крайне необходимо в то время, когда необычайно расширяются международные связи в экономике, науке и культуре, когда наша стра¬на ищет пути создания передовой интенсивной экономики. Поэтому знание основных достижений дру¬гих стран, а на это обращается внимание в учебнике, имеет не толь¬ко познавательное, но и практиче¬ское значение.

Структура учебника подсказана логикой самого предмета. Первый раздел посвящен освоению челове¬ком нашей планеты. Он ориентирует вас на объект нашего изучения и подчеркивает необходимость хоро-шо знать прошлое. В следующих разделах рассматривается геогра¬фия природных ресурсов и населе¬ния мира, без чего невозможно изучать экономику. Далее идут раз¬делы, посвященные политической

карте мира, географии мирового хозяйства и крупным историко-гео-графическим регионам. Завершается учебник чрезвычайно важным раз¬делом, в котором рассматриваются глобальные проблемы человечест¬ва : экологическая, продовольствен¬ная, демографическая, энергетичес¬кая и др.

Прежде чем начать работать с учебником, советуем вам вниматель¬но ознакомиться с его структурой, картографическим, иллюстратив¬ным и статистическим материалом, а также с приложением к учебнику, в котором приводятся справочные таблицы. Особое внимание обратите на приводимые в конце параграфов и глав (а также в рубрике «Пригла¬шение к дискуссии») вопросы и зада¬ния.

Приступая к изучению курса экономической и социальной геогра-фии мира, помните, что объекты нашего изучения — природа, люди, хозяйство — слишком сложны, мно¬гообразны, неповторимы, находятся в постоянном развитии. Поэтому никакой учебник не может поспеть за быстроменяющимся миром и не в состоянии ответить на все интере¬сующие вас вопросы. Для того чтобы лучше познать окружающий мир, вам надо больше читать специ¬альную литературу, периодическую печать, слушать передачи радио и телевидения, использовать сведения из других школьных дисциплин.

I. Освоение человеком планеты Земля

§ 1. От древности до наших дней

Каковы результаты хозяйственной деятельности на Земле предшествующих общественных формаций? Что такое Ойкуме¬на? Остались ли «белые пятна» на географической карте?

Первые шага в освоении плане¬ты. Земля... Какой она была на заре человеческой цивилизации и какой стала сегодня? Как расширились географические границы обитания человека и как строились его взаи¬моотношения с природой? Перели¬стаем лишь немногие страницы про¬шлого, чтобы увидеть, как происхо¬дило освоение человеком планеты Земля.

На протяжении истории челове¬чества характер его связей с природ¬ной средой претерпевал большие изменения. В очень древние времена производственная деятельность че¬ловека, которая заключалась в соби¬рательстве, охоте и рыболовстве, приспосабливалась к природной об¬становке, а не видоизменяла ее (рис. 1). Районы с теплым и влажным климатом, изобиловавшие биологи¬ческими ресурсами (прежде всего стадами крупных млекопитающих), всегда служили центрами притяже¬ния для первобытных людей. Посте¬

пенный переход человечества от такого хозяйства, получившего на-звание присваивающего, к произво¬дящему (земледелие и скотоводство) явился величайшей экономической революцией. Она привела к заметно- ।

Рис. 1. Чем характеризуются взаимоотно¬шения человека и природной среды на этом рисунке?

Современный этап НТР, характеризующийся коренными сдвигами в технической базе производства (с середины XX в.)

Начало индустриальной эры (около 0,5 тыс. лет назад)

Земледельцы, скотоводы, ремесленники цивилизации древности (3-5 тыс. лет назад)

Земледельцы и скотоводы неолита, или нового каменного века (6-8 тыс. лет назад)

Охотники и собиратели позднего палеолита, или древнего каменного века (около 30 тыс. лет назад)

Рис. 2. Этапы влияния общества на природ¬ную среду

му усилению воздействия человека на окружающую природу (рис. 2).

Особенно большим разнообрази¬ем стали отличаться взаимоотноше-ния людей с природной средой в пределах распространения древ¬них цивилизаций, прежде всего в до¬линах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы, а впослед¬ствии на территории Древнего Рима и Древней Греции и т. д. Здесь получили расцвет сельское хозяй¬ство и разнообразные ремесла. Древ¬ние люди строили дамбы, рыли каналы, осушали болота, с помощью зеленых насаждений останавливали песчаные барханы. Однако на оста¬льных обширных пространствах планеты люди строили свои взаимо¬отношения с природой по-прежнему на первобытном уровне.

Население мира в древние време¬на оставалось немногочисленным. Ученые считают, что на рубеже старой и новой эр на земном шаре жило всего несколько десятков мил¬

лионов человек. Прирост населения шел медленно, так как человечество жило в условиях суровой борьбы за свое существование. Во многих рай¬онах планеты никогда не ступала нога человека.

Шли века, тысячелетия. В сред¬невековье произошло новое расшире¬ние связей в системе общество — природная среда. В хозяйственный круговорот начали более широко, чем прежде, вовлекаться ресурсы, не связанные с удовлетворением пище¬вых потребностей,— минеральные и лесные. Это определялось все более широким распространением метал¬лических орудий труда, развитием кораблестроения, строительством зданий и т. д. Возросла численность населения, увеличилась нагрузка на землю, особенно в районах муссон¬ной Азии, Тропической Африки, во многих странах Европы. Истоща¬лись почвы, из-за перевыпаса скота деградировали пастбища, вследствие вырубок, а также применения под¬сечно-огневого земледелия уменьша¬лась площадь лесов.

Расширения для Joomla

Учебник - 10КЛАСС-11КЛАСС, Учебник - СПЕЦИАЛЬНЫЙ, автор-учебник - С.Б. Лавров, автор-учебник - Ю.Н. Гладкий

Яндекс.Метрика