Экономическая и социальная география мира 10 класс (Гладкий, Лавров) 1991 год
Скачать книгу

Назначение: Учебник для 10 класса
Данные о территориальном составе стран на картах приведены по состоянию на 1 декабря 1991 г. В учебнике использованы слайды С.Ф. Кулика, А.А. Ростовцева, фотохроники РИА «Новости», Международного общества просветительной информации (ISEI), Токио.
© "Просвещение" Москва 1991
Авторство: Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б.
Формат: PDF Размер файла: 19.1 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.
Освоение человеком планеты Земля.
От древности до наших дней.
Современные масштабы освоения планеты.
Природные ресурсы.
Природные ресурсы и экономическое развитие.
Минеральные ресурсы.
Земельные ресурсы.
Ресурсы пресной воды.
Лесные ресурсы.
Ресурсы Мирового океана.
Другие виды ресурсов.
Население.
Численность населения и его воспроизводство.
Расовый и этнический состав.
Религиозный состав.
Трудовые ресурсы и занятость.
Размещение населения и формы расселения.
Миграции населения.
Политическая карта мира.
Формирование политической карты мира.
Типология стран.
Территория государства и государственный строй. Международные организации.
Политическая география.
Всемирное хозяйство.
Международное разделение труда и всемирное хозяйство.
Научно-техническая революция и размещение производительных сил.
Энергетика.
Обрабатывающая промышленность.
Сельское хозяйство.
Транспорт.
Международные экономические связи.
Региональная география.
Историко-географические регионы мира.
Социально-экономический прогресс и региональные различия.
развитые страны.
Социально-экономический прогресс и региональные различия.
развивающиеся страны.
Соединенные Штаты Америки.
Страны Западной Европы.
Страны Восточной Европы.
Страны Азии.
Япония.
Китайская Народная Республика.
Индия.
Канада и Австралия.
Страны Африки.
Страны Латинской Америки.
Экономическая интеграция стран.
Глобальные проблемы человечества.
Сохранение мира на Земле.
Экологическая проблема.
Демографическая проблема.
Продовольственная проблема.
Энергетическая и сырьевая проблема.
Преодоление отсталости развивающихся стран.
Проблемы Мирового океана.
Приложения..
Скачать книгу - Экономическая и социальная география мира 10 класс (Гладкий, Лавров) 1991 года
СКАЧАТЬ PDF
Предисловие
Мир, в котором мы живем, тесно взаимосвязан и взаимозависим. Все мы сосуществуем на одной и не очень большой планете, которую по частям изучать чрезвычайно трудно. Вот почему в этом учебнике речь пойдет о географии всего мира, включая и СССР. Согласитесь, что обойтись без нашей страны, осо¬бенно при характеристике проблем, волнующих все человечество,— не¬возможно.
Курс экономической и социаль¬ной географии мира даст вам совре-менное видение целостного и недели¬мого мира, представление о его природных ресурсах и населении, о мировом хозяйстве и тенденциях его развития в условиях научно- технической революции, понимание наиболее актуальных проблем со¬временности. Вы познакомитесь со многими новыми географическими, экономическими, социологически-ми1, демографическими и другими понятиями и терминами, знание которых необходимо каждому обра¬зованному человеку.
Экономическая и социальная гео¬графия мира — это общественная географическая наука, изучающая
'Социология — наука об обществе, о поведении людей.
территориальную организацию че¬ловеческого общества. Поскольку экономическая и социальная геогра¬фия сочетает в себе элементы геогра¬фии, экономики и социологии, она широко использует не только геогра¬фические, но и экономические, соци¬ологические методы исследования.
Любая наука не стоит на месте. Сильно изменилась за последние десятилетия и экономическая гео¬графия, которая стала называться социальной и экономической. Дело в том, что экономическое и социаль¬ное неразрывно связаны между со¬бой. Ведь производство работает не длд производства, а для нужд лю¬дей, для обеспечения их материаль¬ных и духовных потребностей. И са¬мо производство в эпоху научно- технической революции сильнейшим образом зависит от того, каков обра¬зовательный уровень людей, стоя¬щих у станка или компьютера, работающих в лаборатории или на поле. Оно зависит от того, в каких условиях живет человек, какова окружающая его среда, условия отдыха. Нельзя рассматривать хо-зяйство без людей — основной про¬изводительной силы, без человече¬ского фактора. Вот почему экономи¬ческая география, обогатившись социальными подходами и поставив человека в центр внимания, «пород¬нилась» с социальной географией.
Любая страна, любой народ вно¬сят свой вклад в мировую экономи-ку, науку, культуру. Так, маленькие Нидерланды стали сельскохозяйст¬венной державой первого «ранга», крупным экспортером продуктов пи¬тания. Япония создала весьма эф¬фективную систему образования и научных исследований, что во мно¬гом объясняет ее выход на передо¬вые рубежи в экономике мира. Изу-чение передового опыта зарубежных стран крайне необходимо в то время, когда необычайно расширяются международные связи в экономике, науке и культуре, когда наша стра¬на ищет пути создания передовой интенсивной экономики. Поэтому знание основных достижений дру¬гих стран, а на это обращается внимание в учебнике, имеет не толь¬ко познавательное, но и практиче¬ское значение.
Структура учебника подсказана логикой самого предмета. Первый раздел посвящен освоению челове¬ком нашей планеты. Он ориентирует вас на объект нашего изучения и подчеркивает необходимость хоро-шо знать прошлое. В следующих разделах рассматривается геогра¬фия природных ресурсов и населе¬ния мира, без чего невозможно изучать экономику. Далее идут раз¬делы, посвященные политической
карте мира, географии мирового хозяйства и крупным историко-гео-графическим регионам. Завершается учебник чрезвычайно важным раз¬делом, в котором рассматриваются глобальные проблемы человечест¬ва : экологическая, продовольствен¬ная, демографическая, энергетичес¬кая и др.
Прежде чем начать работать с учебником, советуем вам вниматель¬но ознакомиться с его структурой, картографическим, иллюстратив¬ным и статистическим материалом, а также с приложением к учебнику, в котором приводятся справочные таблицы. Особое внимание обратите на приводимые в конце параграфов и глав (а также в рубрике «Пригла¬шение к дискуссии») вопросы и зада¬ния.
Приступая к изучению курса экономической и социальной геогра-фии мира, помните, что объекты нашего изучения — природа, люди, хозяйство — слишком сложны, мно¬гообразны, неповторимы, находятся в постоянном развитии. Поэтому никакой учебник не может поспеть за быстроменяющимся миром и не в состоянии ответить на все интере¬сующие вас вопросы. Для того чтобы лучше познать окружающий мир, вам надо больше читать специ¬альную литературу, периодическую печать, слушать передачи радио и телевидения, использовать сведения из других школьных дисциплин.
I. Освоение человеком планеты Земля
§ 1. От древности до наших дней
Каковы результаты хозяйственной деятельности на Земле предшествующих общественных формаций? Что такое Ойкуме¬на? Остались ли «белые пятна» на географической карте?
Первые шага в освоении плане¬ты. Земля... Какой она была на заре человеческой цивилизации и какой стала сегодня? Как расширились географические границы обитания человека и как строились его взаи¬моотношения с природой? Перели¬стаем лишь немногие страницы про¬шлого, чтобы увидеть, как происхо¬дило освоение человеком планеты Земля.
На протяжении истории челове¬чества характер его связей с природ¬ной средой претерпевал большие изменения. В очень древние времена производственная деятельность че¬ловека, которая заключалась в соби¬рательстве, охоте и рыболовстве, приспосабливалась к природной об¬становке, а не видоизменяла ее (рис. 1). Районы с теплым и влажным климатом, изобиловавшие биологи¬ческими ресурсами (прежде всего стадами крупных млекопитающих), всегда служили центрами притяже¬ния для первобытных людей. Посте¬
пенный переход человечества от такого хозяйства, получившего на-звание присваивающего, к произво¬дящему (земледелие и скотоводство) явился величайшей экономической революцией. Она привела к заметно- ।
Рис. 1. Чем характеризуются взаимоотно¬шения человека и природной среды на этом рисунке?
Современный этап НТР, характеризующийся коренными сдвигами в технической базе производства (с середины XX в.)
Начало индустриальной эры (около 0,5 тыс. лет назад)
Земледельцы, скотоводы, ремесленники цивилизации древности (3-5 тыс. лет назад)
Земледельцы и скотоводы неолита, или нового каменного века (6-8 тыс. лет назад)
Охотники и собиратели позднего палеолита, или древнего каменного века (около 30 тыс. лет назад)
Рис. 2. Этапы влияния общества на природ¬ную среду
му усилению воздействия человека на окружающую природу (рис. 2).
Особенно большим разнообрази¬ем стали отличаться взаимоотноше-ния людей с природной средой в пределах распространения древ¬них цивилизаций, прежде всего в до¬линах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы, а впослед¬ствии на территории Древнего Рима и Древней Греции и т. д. Здесь получили расцвет сельское хозяй¬ство и разнообразные ремесла. Древ¬ние люди строили дамбы, рыли каналы, осушали болота, с помощью зеленых насаждений останавливали песчаные барханы. Однако на оста¬льных обширных пространствах планеты люди строили свои взаимо¬отношения с природой по-прежнему на первобытном уровне.
Население мира в древние време¬на оставалось немногочисленным. Ученые считают, что на рубеже старой и новой эр на земном шаре жило всего несколько десятков мил¬
лионов человек. Прирост населения шел медленно, так как человечество жило в условиях суровой борьбы за свое существование. Во многих рай¬онах планеты никогда не ступала нога человека.
Шли века, тысячелетия. В сред¬невековье произошло новое расшире¬ние связей в системе общество — природная среда. В хозяйственный круговорот начали более широко, чем прежде, вовлекаться ресурсы, не связанные с удовлетворением пище¬вых потребностей,— минеральные и лесные. Это определялось все более широким распространением метал¬лических орудий труда, развитием кораблестроения, строительством зданий и т. д. Возросла численность населения, увеличилась нагрузка на землю, особенно в районах муссон¬ной Азии, Тропической Африки, во многих странах Европы. Истоща¬лись почвы, из-за перевыпаса скота деградировали пастбища, вследствие вырубок, а также применения под¬сечно-огневого земледелия уменьша¬лась площадь лесов.
Учебник - 10КЛАСС-11КЛАСС, Учебник - СПЕЦИАЛЬНЫЙ, автор-учебник - С.Б. Лавров, автор-учебник - Ю.Н. Гладкий