Дублирование - Железная дорога

Родиной железной дороги, бесспорно, является Англия. Вначале для постройки железной дороги использовали короткие литые рельсы, которые соединялись в рельсовых подкладках, устанавливаемых на шпалах. С двадцатых годов прошлого века стали производить сначала кованые, а потоми прокатные рельсы. В 1835 году при постройке дороги Лондон—Бирмингем впервые были использованы симметричные прокатные рельсы с двумя головками.
 
симметричные прокатные рельсы
 
Использовал их Роберт Стефенсон — сын, сотрудник и продолжатель дела Джорджа Стефенсона, «отца железной дороги». Его идея заключалась в том, что когда верхняя головка рельсов износится, их можно будет перевернуть, и таким образом срок их службы увеличится вдвое. Однако эта идея не оправдала себя. Дело в том, что в рельсовых подкладках нижняя головка рельсов настолько изнашивалась, что становилась совершенно непригодной к использованию.
 
Несмотря на это, на многих английских и других европейских железных дорогах — в первую очередь во Франции — вынуждены были сохранить эту систему, правда, используя рельсы с асимметричным профилем, о переворачивании которых не может быть и речи.
 
Обратимый рельс с двумя головками
 
Сюда относится и патент лиссабонского изобретателя Мозеса Загури (НГП 4642; 1878). Вот отрывок из его описания:
 
«Цель этого изобретения — сделать возможным, чтобы железнодорожные рельсы, когда их верхняя сторона износится, можно было перевернуть и использовать нижнюю сторону».
 
Небольшое пояснение к рисунку. Профиль рельса является симметричным в том смысле, что его ось наклонена под углом 63° как к поверхности В, так и к основанию С, то есть может быть повернута на 180°. Выступающее кверху ребро Слитой рельсовой подкладки точно соприкасается с шейкой А рельса и таким образом служит подпоркой. Для дальнейшего распределения нагрузки нижняя поверхность С рельса точно ложится на шпалы. Замысел, безусловно, интересен, однако неудивительно, что он нигде не был осуществлен.
 
Неудачи предыдущих экспериментов вовсе не обескуражили немецкого изобретателя Матиаса Деммера, который 22 июня 1878 года под номером НГП 3536 в первый раз запатентовал стальные железнодорожные пути, на которых использовались рельсы с тремя головками.
 

Еще по теме - "Курьезы техники"

Яндекс.Метрика