Сальвадор Дали "Постоянство памяти

Культовая картина Сальвадора Дали "Постоянство памяти", вероятно, является одним из самых известных произведений искусства во всем мире, наряду с "Моной Лизой" да Винчи, "Герникой" Пикассо и некоторыми другими, и, конечно, это самая узнаваемая картина сюрреалистов, когда-либо созданная.

Сальвадор Дали "Постоянство памяти«Постоянство памяти» Сальвадора Дали - Музей современного искусства (Нью-Йорк)

В конце концов, независимо от того, отличаете ли вы Брак от барокко, эти странно тающие карманные часы мгновенно узнаваемы. ...настолько, что "Постоянство памяти" по-прежнему упоминается и пародируется в искусстве, литературе и популярной культуре более 80 лет спустя.

Но как эта (довольно маленькая) картина вызвала такой широкий и глобальный интерес? Что отличает картины Дали от работ других художников-сюрреалистов того времени, да и сейчас тоже?

 И что означают эти тающие часы?

Чтобы ответить на все эти вопросы, давайте сначала совершим небольшое путешествие в 1931 год, когда была написана картина "Постоянство памяти".

К 1931 году Сальвадор Дали уже учился (и был исключен из) Академии искусств Сан-Фернандо в Мадриде. Ему было 27 лет, и он жил в недавно купленном рыбацком домике в городке Порт-Льигат на Средиземном море со своей будущей женой Галой.

Это было далеко от центра Испании - фактически, его коттедж находился всего в 25 милях к югу от границы между Францией и Испанией. Но Дали уже несколько раз бывал в Париже и начал экспериментировать в зарождающемся движении сюрреализма.

И именно здесь, на этом странном скалистом побережье, Дали взял семена того, чему он научился в Париже и Мадриде, и создал нечто новое - нечто в высшей степени "далийское". 

Позже Дали часто говорил о своем желании сбить зрителя с толку гиперреалистичными образами, передающими невозможные, похожие на сны сцены. Однако даже в этом сравнительно молодом возрасте Дали хотел заставить своих зрителей столкнуться с чем-то неописуемым, неопределимым, непознаваемым.  Заставить нас задуматься, хотя бы на секунду - что есть реальность?

Для Дали это сомнение и еще не познанное - вот что такое сюрреализм. Для других, однако, это означало нечто совсем иное. 

Краткая история сюрреалистического движения

Сегодня слово "сюрреализм" обычно вызывает в памяти странные фантастические картины Дали или Магритта, но движение зародилось не так.

Основатель сюрреализма не был художником. Его звали Андре Бретон, и он был писателем и поэтом, опубликовавшим в 1924 году в Париже "Первый манифест сюрреализма". С начала 1920-х годов и до второй мировой войны Бретон и группа писателей, художников и активистов в Париже составляли ядро сюрреалистического движения.

Как и члены движения Дада до них, сюрреалисты считали, что в корне всех мировых проблем лежит логическое мышление. Изобретение Фрейдом психоанализа и акцент на подсознательном, мечтательном разуме оказали большое влияние на их попытки создать искусство и литературу с помощью автоматических или подсознательных усилий, а не логического планирования.

Однако Бретона интересовал не только творческий аспект сюрреализма. Он хотел использовать его и как политическое движение - сначала изменить отношение людей к окружающему миру, а затем помочь угнетенным восстать против своих угнетателей.

Это привело к частым расколам в сюрреалистическом движении, поскольку различные художники и писатели поддерживали творческий аспект сюрреализма, но не политический.

Дали был одним из многих художников, которые в конечном итоге дистанцировались от этой группы в Париже - и в течение следующих нескольких десятилетий его имя и слава стали еще ярче, чем у Бретона. Сегодня он известен как один из самых плодовитых художников-сюрреалистов в истории.

Методы и материалы живописи Сальвадора Дали

Дали обычно рисовал на натянутом холсте или деревянной панели, хотя некоторые из его ранних работ выполнены также на картоне. Он часто начинал с покрытия поверхности белым грунтом (подобно тому, как сегодня художники используют белое гессо для грунтовки холста), а затем рисовал линию горизонта, небо и пейзаж.

Для важных фигур и сюжетов он добавлял поверх пустого пейзажа очень детальный рисунок черным или синим карандашом. Затем он использовал маленькие кисти, добавляя крошечные мазки масляной краски, чтобы добиться гиперреалистичных результатов. С помощью сканирования ультрафиолетовым светом было также установлено, что Дали (по крайней мере, иногда) смешивал масляную краску со смолой естественного происхождения, такой как дамарская смола, чтобы придать краске ультрагладкий, очень жидкий вид.

 На ранние работы Дали повлияли импрессионисты, а также реализм таких художников, как Диего Веласкес, и кубизм Пикассо и Брака. Как и многие художники, Дали учился как у своих современников, так и у богатой истории искусства в Европе.

Однако к тому времени, когда он добрался до своего коттеджа на берегу моря, сформировался его собственный стиль.

Основное вдохновение Сальвадор Дали черпал из трудов Фрейда о подсознании. В отличие от сюрреалистов, которые работали "автоматическими" методами или использовали случайные обстоятельства для создания искусства, Дали пытался сохранить бредовое, сновидческое состояние при создании своих гиперреалистичных картин. Дали придумал собственный термин для своей психической гимнастики, которую он назвал "параноидально-критической".

Он использовал этот метод в течение следующих 50 лет для создания сюрреалистических пейзажей, разделенных на суровые, пустые сцены, с сильными тенями и далекими горизонтами. Он населял эти миры полностью реализованными сюрреалистическими фигурами, животными и предметами - подобно игрокам в ярком сновидении, которое можно вспомнить лишь на мгновение после пробуждения.

Анализ картины "Постоянство памяти

Поскольку Дали стремился использовать свое искусство в качестве проводника своего подсознания, у нас есть все основания анализировать "Постоянство памяти" через призму того, кем является Дали - его жизненного опыта, желаний и страхов. Исходя из этого, давайте рассмотрим 4 части этой картины, которые были наиболее важны для Дали:

Пейзаж

Когда из окон его коттеджа видна прозрачная синева Средиземного моря, а за спиной возвышаются предгорья Серра-де-Родес, неудивительно, что в картине "Постоянство памяти" спокойная вода и выступающие скалы напоминают о его новом доме - несомненно, эти отчетливые скалы помогают связать это произведение с самим Дали, причем очень личным образом.

Пейзаж

 Однако Дали использовал этот пейзаж в первую очередь как фон и средство создания четкого визуального пространства для происходящей сюрреалистической истории.

В самом пейзаже можно выделить лишь несколько особенностей: (казалось бы) мертвое оливковое дерево, растущее из большой квадратной платформы, и другая, более отдаленная платформа, расположенная ближе к воде. Оливковое дерево демонстрирует чахлый рост и безжизненную природу этого мира, одновременно служа структурной опорой для удержания одних из тающих карманных часов Дали в центре картины.

Обе платформы помогают уравновесить композицию (в противовес скалам в правой части картины) и создают четкое ощущение глубины перспективы, не отвлекаясь от остальной части картины. Дали решил не использовать здания - или природные, или органические элементы - для создания перспективы, несомненно, для того, чтобы подчеркнуть "безжизненную" и пустую природу этого мечтательного места.

Тающие часы

Об этих тающих карманных часах было сказано немало, и по праву - они уникальны для творчества Сальвадора Дали и являются самыми запоминающимися объектами на этой картине. Когда Дали спросили о них, он просто ответил, что они были вдохновлены плавящимся сыром, но если посмотреть на работы Дали в целом, то можно увидеть, что в них есть нечто большее.

Тающие часы

Во всех своих сюрреалистических картинах Дали играл с ожиданиями: мы ожидаем, что часы будут прочными, хорошо сделанными, с идеальным временем, с решительным "тик-так, тик-так" секундной стрелки, неумолимо идущей вперед. Эти часы, однако, подрывают эти ожидания. Они мягкие, податливые и совершенно не похожи на часы. ... те, что накинуты на сук мертвого дерева, кажется, почти тают сами в себе, стрелки и цифры медленно растворяются в циферблате часов. Если эти стрелки и могли двигаться в прошлом, то теперь они точно не двигаются.

Несомненно, время - или само понятие времени в этом похожем на сон месте - не функционирует привычным, надежным образом. А если время ненадежно, то какие у нас есть гарантии, что ЛЮБОЙ элемент этого мира действует логично?

Короткий ответ? Нет никаких гарантий. Нет констант. Все в этом сюрреалистическом мире, который создал Дали, непознаваемо.

Сюрреалистическая тающая фигура

В центре картины находится еще более запутанное изображение. Фигура, или существо, лежит без чувств на группе. Плоские часы, перекинутые через спину, почти напоминают седло, но есть и другие интерпретации. Возможно, часы отягощают его или просто случайно упали на его распростертое тело.

Сюрреалистическая тающая фигура

Как бы то ни было, фигура действительно имеет некоторое сходство с частичным автопортретом Дали. Нос и, возможно, закрытый глаз с длинными, похожими на антенны ресницами составляют левую сторону.

Это может представлять наклонный, похожий на сон опыт самого Дали в этом пространстве. Камни под ним служат иллюстрацией его текучего, тающего состояния, так же как ветка дерева и платформа делают то же самое для двух карманных часов.

Является ли это настоящим автопортретом или нет, мы никогда не узнаем наверняка, но это популярное мнение, учитывая интерес Дали к исследованию собственного подсознания через свое искусство.

Скопление муравьев

Последний важный элемент этой картины - скопление муравьев, собравшихся на задней стенке единственных в композиции карманных часов, перевернутых лицевой стороной вниз.

Скопление муравьев

Отчасти я задаюсь вопросом, не были ли эти четвертые часы с их медно-оранжевым металлом более поздним дополнением к композиции. Возможно, Дали добавил его как средство дополнительного акцента - муравьи, конечно, те насекомые, которые прилетают, чтобы унести любые крохи пропитания и жизни, которые они могут найти. Если рассматривать их в свете одинокой мухи (предвестницы болезни) на циферблате часов выше, то этих муравьев можно легко рассматривать как агентов разрушения.

Как художник, я могу оценить композицию с двух сторон - если бы последние карманные часы с муравьями не были включены в картину, то картина имела бы более типичную группировку визуальных элементов (образованную тремя часами), напоминающую классические картины с их структурированными, треугольными композициями.

Включив четвертые часы и муравьев, Дали создал своего рода визуальный наконечник стрелы, создав картину с гораздо более динамичной и нетрадиционной композицией. Близость четвертых часов к краю картины притягивает взгляд, как и их более насыщенный оранжевый цвет и контрастные черные муравьи, собравшиеся на их вершине.

Нет оснований полагать, что четвертые часы были добавлены позже, но их визуальное значение дает понять, что муравьи (или их разрушительное влияние, по крайней мере) имели для Дали особое значение.

Оценочная стоимость на художественном аукционе

Картина "Постоянство памяти" никогда не продавалась на аукционе и была анонимно передана в коллекцию Музея современного искусства в 1934 году (где она и находилась более 80 лет). Учитывая ее нынешнего владельца, ее значение в истории искусства и культурную популярность, она вряд ли когда-либо будет продана.

Однако мы можем экстраполировать стоимость "Постоянства памяти", посмотрев на самую дорогую покупку картины Дали на сегодняшний день, а также на продажи произведений других современных художников.

Самой дорогой картиной Дали был "Портрет Поля Элюара", который был продан за чуть менее 22,5 миллиона долларов в 2011 году и дает нам базовую стоимость для "Постоянства памяти". В последние годы картины Джексона Поллока, Марка Ротко и Пабло Пикассо были проданы за 100-200 миллионов долларов, что дает нам верхний диапазон (и, возможно, более точную оценку) стоимости. Таким образом, вполне вероятно, что картина "Постоянство памяти" будет продана за сумму от 50 до 150 миллионов долларов.

Где сейчас находится The Persistence of Memory?

Если вы находитесь в Нью-Йорке, вы можете сами увидеть "Постоянство памяти", посетив Музей современного искусства в центре Манхэттена.

Похожие картины Сальвадора Дали

Хотя многие сюрреалистические картины Дали содержат похожие засушливые пейзажи и выдающиеся скалистые утесы, в 1950-х годах он вернулся к специфическому пейзажу картины "Постоянство памяти", создав второстепенную работу под названием "Распад "Постоянства памяти".

the-disintegration-of-the-persistence-of-memory-small.jpg

В этой картине Дали использует свою первоначальную композицию в качестве отправной точки, а затем разбивает ее на части.

Скалы отделяются от воды, поднимаясь в небо, а карманные часы начинают плыть и дрожать в воздухе. Оливковое дерево отделяет ветви от сучьев, сучья от ствола, и даже вода поднимается, как лист.

Под всем этим сетка блоков (отсылка к новой эре ядерной энергии и атомного оружия), кажется, находится в нескольких секундах от того, чтобы окончательно исчезнуть в хаосе.

Сальвадор Дали, Сюрреализм, Музей современного искусства - Нью-Йорк

Похожие материалы из других разделов

Еще по теме - "О культуре и искусстве"

Яндекс.Метрика