Что такое счастье и как его найти

Тысячи лет ученые, политики и философы спорят между собой на тему: что такое счастье? Как осознать его наличие и полноту? Чем измерить и как оценить? И есть ли оно вообще?

Счастливая женщина!

Действительно, по каким признакам можно понять, что человек счастлив? Что является необходимым условием для этого и возможно ли быть счастливым в тот момент, когда окружающие люди несчастны? Попробуем разобраться.

Виктор Эмиль Франкл, австрийский психолог и психиатр, живший в XX веке, в одной из самых своих известных книг «Человек в поисках смысла» писал: «Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонько сядет вам на плечо».

Для того, чтобы понять высказывание, необходимо знать биографию Виктора Франкла. Он родился в Вене, в еврейской семье. Был блестящим врачом — нейрохирургом и психиатром. Возглавлял отделение Венской клиники по предотвращению самоубийств. С приходом к власти нацистов Франклу, как еврею, было запрещено лечить арийских пациентов. Он занялся частной практикой. Работал в единственной в Вене больнице, в которую допускали для работы евреев, спас нескольких своих пациентов от эвтаназии (уничтожения в рамках нацистской программы людей, страдающих психическими заболеваниями). В самом начале войны он вместе со своими родными был депортирован в концентрационный лагерь Терезиенштадт. В лагере Франкл совместно с другими врачами втайне от СС организовал группу психологической помощи попавшим туда людям. Многих из них он спас от самоубийства и облегчил пребывание в нечеловеческих условиях. Метод Франкла (логотерапия) заключался в самовнушении человеку воли к жизни и надежде пережить заключение. Для того, чтобы не думать постоянно о смерти, заключенный должен был отстраниться от окружающей его действительности и найти «смысл жизни» — так называемый «кусочек счастья», ради которого ему необходимо жить. Сам Франкл в дальнейшем вспоминал, что когда у него уже не было сил и его положение казалось ему безнадежным — он больше не мог терпеть голод, холод и боль, то представлял себе, что когда-нибудь будет снова преподавать в теплой, светлой аудитории и его слушателями будут сотни благодарных студентов. Это придавало ему сил. Только благодаря этой надежде Франкл выжил и смог спасти от самоубийства многих людей. Его родные погибли в концлагере. Выжила только сестра. Тем не менее, этот сильный человек нашел в себе силы не только выжить в нечеловеческих условиях, но и поддерживать других людей. Он нашел в себе силы не «уйти с головой» в свое горе и стать счастливым «не благодаря, а вопреки».

Действительно, если бы этот сильный человек пытался поймать свое ускользающее счастье и сосредоточился на постигшем его несчастье, он действительно не смог бы выжить в лагере. Но он думал о будущем, о том, как помочь окружающим его людям и был счастлив тем, что становился им полезным. Таким образом, мысль Франкла о том, что не стоит добиваться счастья «любым способом» и «ловить ускользающее счастье» имеет огромный смысл. Если человеку кажется, что он бесконечно несчастен, ему следует оглянуться на окружающих его людей и переключиться на совершенно другие проблемы. И, возможно, вскоре счастье «тихонько сядет на плечо». Хотя не исключено, что это будет счастье совсем иного рода, нежели то, которое человек безуспешно ловил.

При этом несомненно важно, каким путем будет счастье достигнуто. Нельзя построить свое счастье на горе других людей. Как написал наш современник, польский писатель и юморист Тадеуш Гицгер: «Желание счастья в человеке столь велико, что он способен сделать несчастливыми множество людей».

И этот афоризм не даром, стал крылатым. В мире всегда находились люди, способные причинить много боли окружающим ради призрачной, несбыточной, а иногда и преступной мечты, которую они считали счастьем. Практически все мировые войны начинались с желания людей, обладающих властью обрести свое счастье. И не обязательно это счастье могло касаться области политики. Троя пала из-за любви Париса к чужой жене, прекрасной Елене. Изабелла Испанская вела нескончаемые войны из-за личных и религиозных убеждений. Наполеон начал войну с Россией из-за собственных нереализованных амбиций. Гитлер уничтожал людей из-за нетерпимого отношений к другим нациям и маниакального желания овладеть миром. Все эти люди стремились достичь собственного счастья за счет унижения, горя и смерти других людей. Возможно, в какой-то момент все эти люди были действительно счастливы, но в конечном итоге ненависть, направленная на других людей, возвращалась к ним бумерангом — Парис пал под Троей, Изабелла Испанская потеряла любимого сына, Наполеон умер в изгнании на острове Святой Елены, а Гитлер умер от яда как крыса в своем бункере. В конечном счете, никто из них так и не добился того, чего так страстно желал, хотя и сделал несчастными множество людей.

Еще три столетия назад в своей книге «Принципы нравственной философии, или опыт о достоинстве и добродетели, написанный милордом Ш», изданной французским писателем, драматургом и философом-просветителем XVIII века Дени Дидро, было отмечено, что «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей». Дидро был одним из основоположников и идейных вдохновителей Эпохи Просвещения — эпохи развития научной, философской и общественной мысли, в том числе пропагандировавшим идеи всеобщего бесплатного обучения и уничтожения роскоши. Да, действительно, счастлив будет тот человек, благодаря которому обретут счастье многие люди. Но ведь нельзя осчастливить людей насильно. Особенно когда люди не готовы к такому счастью или не приемлют его. Эпоха Просвещения закончилась Великой Французской революцией, которая унесла жизни многих из тех, кто хотел «осчастливить» народные массы.

Некоторые философы считали, что прежде, чем делать счастливыми других людей, нужно стать счастливым самому. Древнегреческий философ и путешественник Демокрит Абдерский, создавший «Этику Демокрита» проповедовал принцип «эвтюмии» — постоянного нахождения человека в благостном, хорошем расположении духа. Согласно учению Демокрита, это должно было стать основной целью пребывания человека на земле. Сам Демокрит всю свою жизнь занимался только тем, что доставляло ему радость и удовольствие — много путешествовал, изучая жизнь, обычаи и философские учения народов Древнего Египта, Вавилона, Персии, Сирии, Эфиопии. На свои путешествия Демокрит потратил все отцовское наследство и даже был судим за это по Абдерским законам, но смог представить в суде в свое оправдание, написанное им произведение, составленное на основе философских рассуждений, «Великий мирострой». Демокрит считал, что «Счастлив тот, кто при малых средствах пользуется хорошим расположением духа, несчастлив тот, кто при больших средствах не имеет душевного веселья». Действительно, какими бы богатствами не располагал человек, если он не имеет внутреннего душевного спокойствия и умиротворенности, он никогда не будет счастлив.

Таким образом, последние два изречения философов прошлого абсолютно верны. Человек действительно может быть счастлив, сделав счастливыми других людей. При этом состояние счастья должно присутствовать внутри самого человека. Однако одним из обязательных условий такого счастья должен стать принцип бескорыстия и не стяжательства.

В Российской истории есть много примеров такого бескорыстного служения народу. Например, преподобный Сергий Радонежский был боярского происхождения, но отказался от наследства своих родителей с пользу братьев, приняв монашеский постриг. Преподобный Сергий примирил между собой враждующих князей — ростовского, нижегородского и рязанского, уговорив их подчиниться великому московскому князю. Он предрек победу в Куликовской битве и благословил на участие в битве двух иноков — Александра Пересвета и Родиона Ослябю, причисленных ныне к ликам святых. По воспоминаниям современников, убеждая только тихим и кротким словом, преподобный Сергий усмирял самые жестокие сердца.

Таким же был и преподобный Серафим Саровский. Он происходил из купеческой семьи, но отказался от богатства, приняв постриг. Многим людям, в том числе знатного происхождения, он давал наставления, после которых в их душе воцарялись мир и спокойствие.

О душевном спокойствии говорится и в молитве Оптинских старцев, а в особенности — в наставлении Амвросия Оптинского: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение». Не в этом ли есть счастье — нести радость другим людям, не требуя ничего взамен и обретая при этом душевный покой?

Счастье — это понятие, которое нельзя в полной мере оценить или измерить. Мы может ощущать только его присутствие или отсутствие. За ним нельзя гнаться ради собственного эгоизма, переступая через судьбы других людей. Только обретя душевный покой, человек сможет быть по-настоящему счастлив и сможет передать это состояние другим людям. Надо искать счастье в каждой прожитой минуте жизни и тогда, возможно, счастье придет снова и тихонько сядет на плечо, подобно бабочке.

 
Яндекс.Метрика