Skip to main content

Интересные факты на любую тему - познавательно и увлекательно!

Что такое мышление мышление?

 Мышление - это психический процесс опосредованного и обобщенного познания действительности. Мышление является высшей формой познания мира. Его нельзя представить без исходного материала, который дается в ощущении и восприятии. Если ощущения служат первым, начальным звеном познания мира, то мышление продолжает и углубляет это познание.

Что такое мышление мышление?

Переход к мышлению происходит там, где ощущения не в состоянии определить то или иное явление. В этом случае возникают предпосылки для развития мышления как пути познания действительности, при котором мир рассматривается как единое целое, где все явления зависят друг от друга и обобщаются между собой. Эта взаимная связь и обобщенность являются определяющими для мышления, выступая как орудие опосредованного познания действительности. По мнению С. Л. Рубинштейна (1940), действие является первичной формой существования  мышления. Все операции мышления (сравнение, анализ, синтез) возникают сначала как практические операции. Связь с практикой является критерием правильности мышления. Мышление отражает существующие связи и отношения между объектами действительности. Оно дает человеку возможность познавать не только современное, но и прошлое, и на базе этого знания предсказывать будущее. Мышление - это социальное явление, которое является продуктом трудовой деятельности.

 Мышление связано со всеми психическими процессами, однако особые отношения существуют между мышлением и речью. Мышление и речь неразрывны при ведущей роли мышления, между ними существует диалектическое единство. Эту идею предельно четко сформулировал Л. С. Выготский (1936): «Мысль не просто выражается в слове, но и  совершенствуется в нем, путь от мысли к развернутой речи представляется следующим: мотив возникновения мысли-внутренняя речь-внешняя речь». 

Какие типы мышления бывают и с чем они связаны?

В развитии мышления человека выделяют периоды соответственно его возрасту. Существуют следующие основные типы мышления: наглядно-действенное, конкретно-образное и абстрактное или логическое (словесно-логическое).

 Наглядно-действенное мышление - это первичный, самый ранний вид интеллектуальной деятельности человека, не связанный с речью. В этом случае мышление обезьян и детей в возрасте до 2 лет совпадает, на своем раннем этапе оно является хаотичным. Это мышление свойственно и представителям нецивилизованных племен. У ребенка из  цивилизованного общества хаотическое наглядно-действенное мышление быстро заменяется целенаправленным благодаря тому, что родители дают ребенку информацию, называя определенное слово, а ребенок доверяет опыту взрослых. В связи с этим ребенок, еще не владея речью, может четко выбрать свою игрушку среди десяти аналогичных. Немой период может затянуться у ребенка до 3 лет, но это не означает, что он не понимает речи окружающих. У ребенка в возрасте около трех лет линии развития мышления и речи перекрещиваются, он в этот период делает с помощью родителей великое открытие в своей жизни - узнает о том, что каждая вещь имеет свое имя. Мышление становится речевым, а речь - осмысленной. При этом мышление - это внутренняя речь, а речь - мысли, высказанные вслух. В отличие от речи мышление далеко не всегда сопровождается полным словесным оформлением. Поэтому различают два вида речи - активную и пассивную (развивается раньше). Речь может иметь вид эхолалии (повторение слов окружающих), монолога или коллективного монолога. Последний является речевым сопровождением собственных действий ребенка. При коллективном монологе ребенок говорит в присутствии собеседника, но при этом конкретно ни к кому не обращается, он говорит для себя. Таким образом, речь ребенка является эгоцентрической.

 Конкретно-образное мышление предпочитает конкретные понятия, потому что у ребенка в возрасте от двух до семи лет на раннем этапе еще не достаточно развита способность усваивать и использовать понятия, характеризующиеся высокой степенью обобщения.

 Словесно-логическое (отвлеченное) мышление постепенно формируется до 10-12 лет жизни ребенка и становится ведущим видом мышления. Основной его особенностью является жесткое соблюдение принципов направленности на познание объективной действительности и возможность охватывать проблемы и вопросы различных сфер деятельности человека с учетом всех важных деталей, умением проникнуть в их суть.

О НАУЧНОМ ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ

НОВЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Глаза - это поистине удивительный орган. У разных животных они могут сильно отличаться по строению и возможностям. Давай...

Африканские сомы из семейства Clariidae обладают удивительной способностью передвигаться по суше на протяжении часов. Эт...

Солнце – это звезда, вокруг которой вращается наша планета Земля. Оно является нашим основным источником света и тепла, ...

ПОПУЛЯРНЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Рычаг для натяжения тетивы помогает лучнику так сильно согнуть лук, что при его распрямлении тетива с огромной силой выт...

БОЛЬШЕ НЕТ

ЕЩЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Какие кисломолочные продукты полезнее и в чём их отличия? Насколько изменилась наша жизнь с приходом рыночных отношений...

Как известно, некоторые люди страдают от расстройства функции человеческого организма по поддержанию равновесия тела и к...

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика