Биологические и социальные условия психического развития подростка
Основное содержание и специфика этого возраста заключается в переходе от детства к взрослости всех аспектов развития. В физическом развитии наблюдаются быстрые и бурные изменения, получившие название «скачок роста». Перестраивается весь организм подростка, что обусловлено, прежде всего, половым созреванием. Активизация деятельности эндокринной системы приводит к интенсивному физическому и физиологическому развитию.

Рост организма мальчиков достигает высоких показателей в 13 л. и продолжается до 15-17 лл. У девочек этот процесс и начинается и оканчивается раньше на два года. Меняется мышечно-скелетная система, возрастает физическая сила. Мышечная система опережает в росте массы рост сердца и скелета, что делает сердечно-сосудистую и опорно-двигательную системы подростка особенно уязвимыми и чувствительными к физическим и умственным нагрузкам. Показатели размеров и массы внутренних органов подростка приближаются к показателям взрослого человека. Происходит совершенствование нейронов коры головного мозга, обогащаются ассоциативные связи. Усиливаются тормозные процессы. Интенсивно развивается вторая сигнальная система. Развитие нервной системы подростка приводит к усилению умственной активности подростка, рост его способности регулировать свое поведение. Центральная нервная система подростков находится в состоянии глубоких изменений, а потому не отмечается выносливостью. Вследствие этого подростки повышенно возбудимы, их поведение неустойчиво, импульсивные, действия часто безудержные, бесконтрольные, повышено реактивные. Поэтому взрослые должны особое внимание уделять соматическому здоровью подростка, следить за соблюдением всех гигиенических требований. Социальная ситуация в развитии личности отмечается противоречивостью и неравномерностью перехода от детства к взрослости. Главный фактор в развитии личности подростка - рост социальной активности. Подросток начинает искать другие сферы деятельности, кроме обучения: кружковые занятия, спортивные секции, дружеские компании. Своеобразное сочетание этих условий в жизни конкретного подростка обусловливает особенности его перехода к взрослости. Так, в 7-м классе есть ученики, которые выглядят по-детски, а другие - почти по-взрослому. В поведении подростка наблюдается сочетание детских черт, с проявлениями взрослости. К последним относится серьезное отношение к учебе, интерес к моде, к общению с ровесниками, помощь на дому родителям или отказ от нее. Многочисленные качественные и количественные изменения в организме и в психике подростка кардинально превращают его предыдущие интересы и взаимоотношения с окружающими. Все это вызывает сложные, противоречивые переживания подростка, обусловливающие трудности его воспитания и негативные проявления поведения: упрямство, грубость, негативизм, агрессивность, раздражительность. Упомянутые проявления свидетельствуют о кризисе подросткового возраста.