Астрофизика — школьникам (Левитан) 1977
Скачать учебник
Назначение: ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Авторство: Ефрем Павлович Левитан
Формат: DjVu, Размер файла: 8.03 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Юному любителю астрономии 3
Литература 4
Солнце — наша звезда 5
Немного истории —
Солнце как небесное тело 8
Солнце — плазменный шар 12
Явления, наблюдаемые на Солнце 13
Солнечное излучение и его влияние на Землю 18
Внутреннее строение и «модели» Солнца 23
Источники энергии Солнца 27
Обзор физических процессов на Солнце 30
Мир солнц — звезды 34
Природа звезд —
{spoiler=См. оглавление полностью...}
Закономерности в мире звезд 42
Звезды, не похожие на Солнце 45
Наша Галактика 50
Удивительные пульсары 54
Другие галактики 63
Метагалактика и беспредельная Вселенная 66
Загадочные квазары 72
Рождение, жизнь и смерть звезд 79
Планеты — спутники звезд 87
Происхождение планет 88
Атмосферы планет 91
Поверхности Луны и планет 98
Внутреннее строение и магнитные поля планет 105
Планеты и жизнь 110
{/spoilers}
Скачать бесплатный учебник - Астрофизика — школьникам (Левитан) 1977 года
СКАЧАТЬ DjVu
{spoiler=См. Отрывок из учебника...}
ЮНОМУ ЛЮБИТЕЛЮ АСТРОНОМИИ
Тайны Вселенной всегда привлекали к себе внимание молодежи. Но наше время особенное — ведь нам выпало счастье быть современниками первых лет космической эры. Невозможно не интересоваться астрономией в стране, прославившейся многими достижениями в освоении космоса. Невозможно оставаться равнодушным, когда весь мир с волнением следит за полетом космонавтов или ждет вестей от автоматических устройств, доставленных на Луну и другие планеты.
Успехи космонавтики важны для многих отраслей народного хозяйства, науки и техники. Эти успехи не только порождены невиданным ранее научно-техническим прогрессом, но и служат ему. Благодаря космонавтике «вторую молодость» переживает древнейшая из наук — наука о Вселенной.
Один из ведущих разделов современной астрономии — астрофизика. Изучая природу небесных тел и процессов в космосе, человек узнает о новых источниках энергии, об удивительных свойствах вещества при сверхвысоких и сверхнизких температурах, давлениях, плотностях. В «космической лаборатории» можно наблюдать проявление гигантских сил тяготения, исследовать вещество в условиях неосуществимых на Земле гравитационных и магнитных полей. Вместе с тем изучение мира звезд и галактик обогащает нас новыми знаниями о строении Вселенной, а это имеет важное значение для формирования научного мировоззрения.
Перед вами не учебник, а книга для чтения. Она написана не по учебной программе, но с учетом ее основных идей.
Эта книга познакомит бас с основами фундаментальных теорий и принципов астрофизики, с эволюционными идеями, которые, по словам выдающегося советского астрофизика В. А. Амбарцумяна, буквально пронизывают современную астрофизику. Вы узнаете о методах наблюдений и теоретических исследований, например, получите представление о методе «моделей». И конечно, в книге не забыты те замечательные и неожиданные открытия, которые находятся на переднем крае астрофизики 70-х годов XX в., о которых вы наверняка кое-что слышали и желаете узнать больше...
Читать придется внимательно, так как в книге почти не повторяется то, о чем можно узнать из школьного учебника, и, кроме того, по ходу чтения вам придется выполнить немало упражнений. Не пропускайте эти вопросы и задачи: они включены в текст не случайно, ибо «пока нет вопроса, нет работы мысли». Очень возможно, что для ответа на вопросы вам придется заглянуть в учебники по астрономии и физике. Еще лучше, если, не ограничиваясь чтением и решением задач, вы, пользуясь рекомендуемой литературой, сами начнете выполнять астрономические наблюдения. Все вместе взятое поможет вам углубить свои знания по астрономии и физике, а главное — будет способствовать дальнейшему развитию у вас интереса к науке, интереса к изучению природы. Ради этого и написана книга.
Автор глубоко признателен доценту МГУ А. В. Засову и учительнице физики и астрономии школы № 397 Москвы Т. А. Таскиной за помощь в работе над рукописью этой книги.
Автор
ЛИТЕРАТУРА
I. Учебная, справочная, пособия и руководства для наблюдений
Воронцов-Вельяминов Б. А. Астрономия. Учебник для 10 класса средней школы. Изд. 10-е. М., «Просвещение», 1976.
Бакулин П. И., Кононович Э. В., Мороз В. И. Курс общей астрономии. Изд. 3-е. М., «Наука», 1974.
Да гаев М. М. Наблюдения звездного неба. Изд. 2-е. М., «Наука», 1973.
Куликовский П. Г. Справочник любителя астрономии. Изд. 4-е. М., «Наука», 1971.
Зигель Ф. Ю. Сокровища звездного неба. Изд. 3-е. М., «Наука», 1976.
Цесевич В. П. Что и как наблюдать на небе. Изд. 5-е. М., «Наука», 1973.
Школьный астрономический календарь (ежегодник). М., «Просвещение».
II. Научно-популярные книги, брошюры, статьи
Воронцов-Вельяминов Б. А. Очерки о Вселенной. Изд. 6-е. М., «Наука», 1969.
Гинзбург В. Л. Современная астрофизика. М., «Наука», 1970.
Гурштейн А. А. Извечные тайны неба. М., «Просвещение», 1973.
Зельдович Я. Б., Новиков И. Д., Старобинский А. А. Черные и белые дыры.— «Природа», 1976, № 1.
Зигель Ф. Ю. Лунные горизонты. М., «Просвещение», 1976.
Ефремов Ю. Н. В глубины Вселенной. М., «Наука», 1972.
Жарков В. Н. Внутреннее строение Земли, Луны и планет. М., «Знание», 1973.
Каплан С. А. Физика звезд. Изд. 2-е. М., «Наука», 1970.
Ксанфомалити Л. В. Меркурий — брат Луны.— «Земля и Вселенная», 1976, № 1.
Левитан Е. П. Физика Вселенной. М., «Наука», 1976.
Маров М. Я. Венера: что о ней известно сегодня.—«Земля и Вселенная», 1976, № 3.
Маров М. Я. Новое о Марсе и Юпитере.— «Земля и Вселенная», 1977, № 2.
Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. Изд. 3-е. М., «Наука», 1973.
III. Научно-популярная периодическая литература
«Земля и Вселенная» — научно-популярный журнал АН СССР, пропагандирующий достижения астрономии, космонавтики и геофизики.
«Наука и жизнь» — научно-популярный журнал, в котором, кроме больших проблемных статей, интересующимся астрономией адресован постоянный раздел «Любителям астрономии».
«Космонавтика, астрономия» — серия брошюр, выпускаемых Всесоюзным обществом «Знание». Брошюры выходят ежемесячно.
СОЛНЦЕ—НАША ЗВЕЗДА
Когда бы смертным толь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к Солнцу бренно наше око
Могло, приблизившись, воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненный валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.
М. В. Ломоносов
Солнце — центральное тело Солнечной системы — играет исключительную роль в жизни Земли. Несколько миллиардов лет назад вокруг него сформировались планеты и в их числе Земля. Впоследствии весь органический мир нашей планеты стал обязан Солнцу своим существованием. Солнце не только источник света и тепла, но и первоначальный источник многих других видов энергии (энергии нефти, угля, воды, ветра). С ним не связаны лишь сейсмические процессы на Земле, небольшой приток тепла из недр Земли, энергия, выделяющаяся в результате лунных приливов и при падении метеоритов, а также ничтожное количество энергии, поступающей на Землю от других небесных тел.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Солнце—самое знакомое каждому небесное тело. Некоторые из вас даже думают, что они уже давно о Солнце знают все. Это, конечно, совсем не так! Солнце всегда привлекало к себе внимание людей, но и сегодня ученым приходится признавать, что Солнце таит в себе немало загадок...
Издавна у разных народов Солнце было предметом поклонения. Используя очевидную роль Солнца как источника жизни на Земле, представители церкви способствовали развитию поклонения Солнцу, культу Солнца. Солнце обожествлялось различными народами (Гелиос — греческий бог Солнца, Митра — бог Солнца у персов, Ра — у египтян, Яр или Ярило — у наших предков славян, Молох —у древних карфагенян и др.). Чтобы задобрить могущественного бога Солнца, люди приносили ему в жертву богатые дары, а нередко и человеческие жизни.
Современному представлению о Солнце предшествовал трудный многовековой путь человека от незнания к знанию, от явления к сущности, от обожествления Солнца к практическому использованию его энергии. Было время, когда люди ничего не знали о размерах Солнца и его температуре, состоянии вещества Солнца и т. д. Не зная о расстоянии до Солнца, древние принимали видимые размеры за действительные. Гераклит, например, полагал, что «Солнце имеет ширину в ступню человеческую», Анаксагор весьма неуверенно допускал, что Солнце может быть большим, чем оно кажется, и сравнивал его... с Пелопоннесским полуостровом. Совершенно неясной оставалась картина физической природы Солнца. Пифагорейцы, например, его относили к планетам и наделяли хрустальной сферой. Один из учеников Пифагора — Филолай (V в. до н. э.), допускавший мысль о движении Земли, считал, что Солнце не имеет никакого отношения к «центральному огню», вокруг которого оно, по его мнению, само вращается вместе с Землей, Луной и пятью планетами (и вымышленным небесным телом — «противоземлей») и который остается невидимым для жителей Земли. Следует отметить, что подобные выдуманные представления о движении Земли нельзя смешивать с первыми научными догадками о движении Земли, принадлежащими, по-видимому, Аристарху Самосскому (III в. до н. э.), который впервые дал метод определения сравнительных расстояний до Солнца и Луны. Несмотря на неудовлетворительность полученных результатов (было найдено, что Солнце находится в 19—20 раз дальше от Земли, чем Луна), мировоззренческое и научное значение их очень велико, так как впервые был научно поставлен и отчасти решен вопрос об определении расстояния до Солнца. Без принципиально правильного разрешения этого вопроса не могло быть и речи о выяснении истинных размеров Солнца. Во II в. до н. э. Гиппарх находит, что параллакс Солнца (т. е. угол, под которым с расстояния Солнца виден радиус Земли) равен 3', что соответствует расстоянию до него в 1200 земных радиусов, и это считалось верным почти восемнадцать веков — до работ Кеплера, Гевелия, Галлея, Гюйгенса. Последнему (XVII в.) принадлежит наиболее точное определение расстояния до Солнца (160 млн. км). В дальнейшем исследователи отказываются от непосредственного определения параллакса Солнца и применяют косвенные методы. Так, например, довольно точное значение горизонтального параллакса получали из наблюдений Марса в противостоянии или Венеры во время ее прохождения по диску Солнца.
{/spoilers}