Аполлон Бельведерский- каков он, идеал мужской красоты?

С тех пор как папа Римский Юлий II перенес статую к Бельведерскому дворцу Ватикана в Оттогонский дворик, Аполлон из Бельведера размножен, растиражирован в бесчисленных гипсовых копиях, в журнальных, альбомных и книжных репродукциях. Он узнаваем, само имя бога, благодаря статуе, стало нарицательным. Чем же Аполлон снискал признательность человечества и славу идеала?

 
Аполлон Бельведерский- каков он, идеал мужской красоты?
 
 Итак…
 
 Совершенное тело греческого бога венчает горделиво поднятая голова, как бы символизирующая постоянное памятование Аполлона о том, что его истинная родина на небе, чем бы он ни был занят на земле. Голова резко повернута влево. Возможно, таким образом скульптор хотел обозначить вынужденное нахождение античного бога среди людей, давно избравших «левый путь». Путь, который во все времена означал греховность и забвение божественных истин. Лицо Аполлона, как и положено богу, идеально. Взгляд воистину сверкающ и устремлен вдаль. Словно он, вынужденный общаться с людьми несовершенными, видит какую-то иную дорогу, дорогу богов, по которой когда-нибудь пойдут и лучшие люди, почитавшие Великую Красоту.
 
 Рук у статуи нет – скорбный отпечаток вандализма. Но за спиной у бога – колчан. А значит, скорее всего, в левой руке он сжимал лук. В правой руке бога был какой-то иной предмет. Исследователи полагают, что то была лира, украшенная лавром. А если учесть, что Аполлон был, прежде всего, великим и искусным игроком на лире, то можно посчитать ее знаком его музыкальных заслуг. Ведь лавровая ветвь или лавровый венок в Древней Греции всегда увенчивали победителя. Семь священных золотых стрел тому, кто осмелится поднять руку на красоту, нарушить мировую гармонию. И семь золотых струн священной лиры для того, чей слух способен воспринимать звуки этой божественной гармонии!
 
 Плащ Аполлона поразительно напоминает театральный занавес. Будто тем самым и бог, и скульптор, его создавший, хотят сказать людям: здесь, на физическом плане бытия, только часть бога – в образе человека. А там, за этим занавесом, прячется истинный бог красоты. Бог, у которого нет и не может быть форм, а есть одно сияние Высшего Света, исполненное любви ко всему прекрасному и полное гнева по отношению ко всему безобразному, дисгармоничному.

Еще по теме - "О культуре и искусстве"

Яндекс.Метрика